ОЧЕРК 9. Школьные будни поколения победителей

Вернуться к содержанию

Неотъемлемой частью досуга школьников были кружки.  В школе действовали политические, предметные, оборонные, спортивные,  сельскохозяйственные и художественной самодеятельности. В работе этих кружков принимало участие около 40 – 50 % учащихсяГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 2. Л. 42.. Особое значение власть придавала таким политическим кружкам, как «Текущая политика» и «Безбожник». С их помощью партийные органы пытались идейно воздействовать на умы подрастающего поколения.

Большим разнообразием отличались кружки художественной самодеятельности. Особенно распространёнными и востребованными оказались хоровые, музыкальные и драматические кружки.  Благодаря творческой деятельности кружков эстетического цикла проводились школьные вечера. Художественная самодеятельность школьников пользовалась интересом и у граждан.  Поэтому во время собраний избирателей предлагался концерт или постановка пьесы. Большой успех имели такие пьесы, как «Гибель эскадры», «Как закалялась сталь», «Неудачный день»ГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 12..

Существовали и предметные кружки, которые были рассчитаны на углублённое изучение программного материала.  Один из них –  исторический. В школе № 1 г. Тамбова в историческом кружке было задействовано около 100 человек, в средней школе № 2 г. Кирсанова 113 человек. Членами этих кружков выпускались исторические газеты, делались доклады по отдельным событиям и об исторических деятелях, составлялись монтажи и альбомыГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 64-65..

Не менее интересными для детей были географические, метеорологические и гидрологические кружки. В них изучались и проводились практические работы по таким темам, как «глазомерная съёмка», «работа с картой на местности» и др. В отдельных школах организовывались кружки по изучению гидрологического режима рек, озёр, прудов, болот и ключей родного края. Эти кружки в течение учебного года вели подготовительную работу к проведению практических занятий в летний период. Члены метеорологического кружка систематически наблюдали за погодой, изучали такие темы, как «Воздушная оболочка земли и явления, в ней происходящие», «Как производится наблюдение за погодой», «Почему происходят изменения погоды», «Как делается прогноз погоды», «Как предвидеть изменения погоды по местным признакам» и др.ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 70.

На географические темы проводились даже школьные вечера.  Их тематика была разнообразна: «Наш край», «Наши богатства», «Волга», «Советский Дальний Восток», «Освоение Северного морского пути» и др. В ряде школ учащиеся выступали с докладами «Христофор Колумб», «Васко да Гама», «Путешествие Магеллана», «Новые республики нашей Родины»ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 71.. Особой популярностью пользовались походы по родному краю. В этих экспедициях дети изучали реку Воронеж от истока и на протяжении её течения на территории района, исследовали залежи торфаГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 108.. В результате происходила популяризация географических и биологических знаний, развивалась любознательность, оставалось неизгладимое впечатление. Вот что пишет в письме В. Кубанёв по этому поводу: «Сейчас откуда-то (впервые) появилась жадность к географии и естествознанию. Набрал в библиотеках кипу книг. Читаю до изнеможения. Так хорошо, так хорошо! И о растениях СССР, и о происхождении вселенной, и о наследственности, и о происхождении человека, и о туркменах, и о путешествии Нансена, и о землетрясениях – обо всём, обо всём хочется знать…»Кубанёв В.М., Чекмарёв С.И. Стихи,
дневники, письма. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 72.
.

Творческой мастерской для многих  являлись литературные кружки. В них шло обсуждение не только художественных трудов классиков, но и произведений самих членов кружковГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 93.. В г. Тамбове в школе № 14  литературный кружок насчитывал 75 человек, а  руководителем была учительница Ахшарумова. Участники этого кружка перекладывали свои стихи на музыку и исполняли в хоровом кружке.  Юные поэты и писатели размещали свои творения в школьных литературных журналах и стенгазетах, проводили читательские конференцииГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 94; Д. 42. Л. 113..

Плодотворно работали и физико-технические кружки. Так, в Мучкапской средней школе № 2 кружковцы изготовили 2-метровую модель линейного корабля, и такую же по размерам модель только самолёта построили ребята авиамодельного кружка  школы № 3 г. Моршанска. В ряде школ появились тематические выставки. В школе № 2 г. Мичуринска была организована выставка детского труда на тему «Завоевание Северного полюса», а в школе № 1 на выставке «XX-летию комсомола» были представлены 300 экспонатов, в том числе  ламповый радиоприёмник, модель троллейбуса  и самолётаГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 99..

Помимо школы ученики могли посещать кружки областных станций юных техников и экскурсионно-туристической. Они были рассчитаны на учащихся всей области, и популярными у детей считались фото, радио, авиамодельный, переплётный кружки,  юных натуралистов. В основу организации всех кружков брался возрастной принцип, и посещаемость была в среднем  25 человекГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 102..

Большое значение уделялось городским и районным смотрам художественной самодеятельности. В 1940-1941 учебном году в областном смотре участвовало 542 школы – 18 178 учащихсяГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 110.. Подготовка к нему проводилась в течение всего года. Самым многочисленным  и главным в смотре  был хор.  В его  исполнении звучали песни «О Сталине», «На дальнем Востоке», «То ни тучи грозовые облака». В музыкальном  репертуаре была песня   «Дженни» из кинофильма «Остров сокровищ»,  «Песня Кости» из кинофильма «Человек с ружьём»,  «Раскинулось море широко», «Шёл боевой отряд».

Помимо коллективных выступлений были и индивидуальные. Это и декламация стихотворения «Есть на свете страна», и соло на музыкальном инструменте (гитара, балалайка, баян, гармонь). Обязательными номерами  художественной самодеятельности были спортивные упражнения с гимнастическими и акробатическими элементами и танцы. Репертуар их был богатым: и русский танец, и яблочко, и цыганочкаГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 111..

Программа концерта была строго выдержанной по определённой тематике. Все выступления были пронизаны идеей патриотизма и любви к вождям партии и правительства. Лучших исполнителей премировали.

В школах уделялось должное внимание и оборонной работе, главным образом, через ячейки «Общество содействия обороне» (ОСО) и спортивные кружки, которые готовили учащихся к сдаче норм на значки «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Ворошиловский стрелок» (ВС), «Юный Ворошиловский стрелок» (ЮВС), «Противовоздушной химической обороны» (ПВХО). В 1939-1940 учебном году из 545 школ области на нормы БГТО сдало 2 785 учащихся, а на нормы ГТО – 1 330ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 15. Л. 22.. Было престижно иметь  не менее двух таких значков по окончании школы. Оборонные кружки готовили подрастающую молодёжь к защите Отечества, то есть на случай «если завтра война». Об этом вспоминает Г.П. Шипилов: «До начала войны в школе особенно активно проводилась оборонно-массовая работа. Я, как и все мальчишки тех лет, очень увлекался и активно участвовал во многих оборонных кружках ОСО. К 1941 году я уже был значкистом  ВС I и II ступени, ПВХО и ГТО».

Массовое распространение в 1930-е годы получила физкультура и спорт. По городу Тамбову насчитывалось 1430 детей, занимающихся спортом. Самыми любимыми  видами спорта  были футбол, волейбол, по которым проводились городские и областные соревнования. Особый интерес вызывали спортивные праздники. Вот пример проведения одного из таких праздников. Открытие торжества началось с парада. Затем состоялись вольные упражнения, соревнования по волейболу и лёгкой атлетике (бег на дистанции в 100, 500, 1000 метров, прыжки, метание гранат). В заключение праздника состоялся футбольный матч между юношескими командами спортивных обществБольшевик. 1939. 11 июня.. Спортивный образ жизни был популярен среди учащихся и нацелен на воспитание честности, смелости и твёрдости характера советского человека.

В 1940-1941 учебном году во всех сельских средних и неполных средних школах ввели обязательные практические занятия и экскурсии по ознакомлению с передовыми технологиями в сельском хозяйстве. Наркомпрос РСФСР рекомендовал организовать, в зависимости от местных условий и возможностей, различные кружки:

– опытники сельского хозяйства и юные натуралисты;
– шефство над молодняком;
– изучение машин и двигателей;
– связисты, электротехники, гидрологи;
– топографы, геодезисты, метеорологиКаменская правда. 1940. 22 августа..

Но уже до этой рекомендации Наркомпроса большое распространение по школам получили юннатские кружки, ведущие опытническую и исследовательскую работу с животными и растениями. Всё это делалось для того, чтобы обеспечить «действительный поворот сельской школы лицом к сельскому хозяйству и колхозному производству». В Краснадачной школе Галицинского района, где кружковцы работали над выведением породистых кур, ученица Клавдия Лапкина добилась яйценоскости одной курицы до 230 яиц в годГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 11. Л. 21..

Школьники часто брали шефство над колхозным молодняком, а во внеурочное время подготавливали к посеву и посадке пришкольные участки ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 26..

Каждая делянка участка закреплялась за определёнными учениками, которые вели все сельскохозяйственные работы и наблюдения. Школьники трудились на  своих делянках как в учебное время, так и во время каникул. Как правило, на школьных участках области были представлены следующие разделы: полевой и огородный  участки, питомник плодовых растений, цветники, Дарвинская площадкаГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 74..
Проверка деятельности сельскохозяйственных кружков в течение года показала, что работа по привитию практических навыков иногда проходила односторонне. В одних школах проводили одни лабораторные уроки и демонстрации опытов, в других – развернули только работу кружков юннатов, и ряд школ организовали работу учащихся только на учебно-опытном участкеГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 75..

Также в связи с привитием практических навыков учащимся проводились экскурсии на производства, связанные с химией (спиртзавод и крахмалопаточный завод), работали химические кружки по изготовлению моделей химических приборовГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 77..

В результате такой практической деятельности в 1941 году от внешкольных учреждений по области было утверждено участниками ВСХВ 30 человек, от всех школ области 35 человек, а всего 65. А в предыдущем году принимало участие всего 36 человекГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 102., что свидетельствует о двойном увеличении числа конкурсантов выставки за год. Только в 1938-1939 учебном году на ВСХВ от области было выставлено 158 экспонатовГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 98..

События в мире в конце 1930-х годов с каждым днём приобретали военную угрозу и оказывали влияние на жизнь советского общества. Ощущение надвигающейся войны, которая приближалась к границам СССР, вызывало тревогу и беспокойство у населения.

И не случайно лозунгом  предвоенных лет стали слова Александра Невского «кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», взятые из художественного фильма С. Эйзенштейна (1938 г.). Лейтмотивом этого фильма была извечная борьба русского народа с иноземцами, особенно с немецкими захватчиками.

Воспитание пламенных патриотов своей Родины – одна из основных задач, которая была поставлена перед учебными и общественными учреждениями того времени. Это направление в работе школы сказывалось  на уроках, где использовались тексты, воспитывающие любовь к Родине; на классных часах проводились диспуты, пионерские сборы, беседы, встречи с участниками гражданской войны; выпускались стенные газеты, посвящённые политическим событиям в мире; функционировали кружки различных направлений; проводились  военно-спортивные праздники, военизированные  игры и соревнования, воздушные учебные тревоги. Бывшая тогда школьницей З.С. Каляскина вспоминает: «Если я и родители были дома, то по тревоге все бежали по своим местам: я — в школу, отец на работу, мама оставалась дома. Все относились к этому серьезно, как будто уже шла война».

С февраля 1941 г. в г. Тамбове был организован детский лекторий, где учащиеся старших классов прослушивали лекции, которые поднимали патриотический дух учащихся, прославляли силу и мощь русской армииГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 106..

О героическом прошлом и преданности советских солдат, готовых отдать жизнь, защищая родную землю, рассказывали командиры Красной Армии, выступая в кинотеатрах перед началом детских сеансов.

В ряде школьных библиотек области ко всем  памятным датам, годовщинам и праздникам оформляли книжные витрины – выставки, литературные монтажи, фотовитрины. Так, в школе № 8 г. Тамбова была проведена фотовыставка, посвящённая дню Красной АрмииГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 112.. Фотоснимки должны были наглядно продемонстрировать непобедимость Советской Армии и готовность русского народа отразить любые нападки врага.

Примерами для подражания молодому поколению были Н. Островский, В. Чкалов, бойцы, сражавшиеся у озера Хасан, папанинцы и стахановцы. Их жизнь-подвиг ученики изучали на занятиях литературного кружка Рассказовской средней школы № 3ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 93., а героическому перелёту Гризодубовой, Осипенко и Расковой был посвящён вечерГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 69..

Для допризывников проводились  специальные конференцииБольшевик. 1939. 21 февраля., беседы на тему: «Закон о всеобщей воинской обязанности»Большевик. 1939. 26 сентября.. Молодёжь проходила и допризывную подготовку. На занятиях знакомились с материальной частью  оружия, обучались ходьбе на лыжахКолхозная заря. 1941. 23 февраля., сдавали нормы по военной топографии и связиКаменская правда. 1940. 28 февраля..

Для поднятия престижа службы в армии Тамбовским Обкомом комсомола было дано предписание всем секретарям ГК и РК ВЛКСМ обеспечить проводы призывников в части в виде массовых праздниковГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 15. Л. 19..

Чтобы молодёжь была физически подготовленной, крепкой, здоровой, умела метко стрелять, была готова к защите своей Родины, каждый комсомолец должен был принять активное участие в оборонно-физкультурной работеГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 196. Л. 20..

Оборонная работа в школах организовывалась главным образом через ячейки Общества содействия обороне, физкультурные кружки, которые готовили учащихся к сдаче норм ГТО («Готов к труду и обороне») и БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Каждая школа имела первичные организации добровольных обществ: Союз воинствующих безбожников, Общество содействия обороне, Международная организация помощи революционерам, Российское общество красного креста. Их число росло, т.к. увеличивалось число значкистов. Наиболее охотно ребята работали в добровольном обществе ОСО. В нём численный состав был выше, чем в других.

Успешно проводила оборонную работу комсомольская организация Бондарской средней школы: была организована военная комната, имелись наглядные пособия, макеты и разрезные противогазы, учебная и мелкокалиберная винтовкиГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 117..

В ряде школ ребята, организуя военизированные походы, демонстрировали населению обращение с противогазами. Учащиеся 9 – 10 классов Моршанской школы № 2 и кирсановских школ провели военизированный поход на 25 км. Чибизовская неполная средняя школа (Жердевский район) провела поход в противогазах на 4 кмГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 89..

Военное дело ребята изучали  с большой охотой. В средних школах кружки вели военруки и учащиеся старших классов. В неполных средних школах военруков не хватало, и их заменяли преподаватели других предметов, представители ОСО и РОККА. В ряде школ из-за отсутствия квалифицированных кадров  спортивные кружки работали под руководством учеников старших классов. В Мичуринской средней школе № 1 руководил физкультурными кружками ученик 10 класса КузьминГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 91..

Были случаи, когда оборонной работой школы руководили командиры Красной Армии. Так, в Мичуринской школе № 5 кружком «Ворошиловский стрелок» руководил командир отделения воинской части т. Алексеев. В развитии оборонно-массовой работы в школе главное – это наличие инициативного руководителя, каким оказался военрук этой же школы Фокин-Дмитриев, который развернул массовую оборонную работу. От ребят не было отбоя при записи в кружки, в которых за год получили 95 значков «Противовоздушной химической обороны», 50 – «Готов к труду и обороне» и 30 – «Ворошиловский стрелок»ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 87..

Оборонные кружки в ряде школ на первомайской демонстрации выступали в военизированной колонне. Например, в Тамбове, Кирсанове, Ржаксинском районе и т.д.ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 89.

В 29 районах прошли Военные игры «На штурм» и «Разведчики» с охватом 7 250 человек. Ребята много и упорно трудились по изготовлению оружия, пулемётов, по подготовке самого участка (места боя)ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 110.. При школе был организован штаб, возглавляемый младшим лейтенантом запаса С. Кривошеевым. Сформирован батальон, командиром которого назначен ученик 9 класса Василий Мохов. Командиры отделений проводили строевую подготовку. Систематически осуществлялись политбеседы, на которых политруки освещали материалы о международном положении и т.д. Подготовка к военной игре тесно сочеталась с повышением успеваемости и дисциплины среди учащихся. Так, например юнармейцы 1-й роты после ознакомления с Присягой воина РККА дали следующие обязательства: быть дисциплинированными; во второй четверти не иметь ни одной плохой отметкиКаменская правда. 1940. 18 декабря..

Внешкольные учреждения приняли активное участие в 1937 – 1938 учебном году в проведении 3-х военно-физкультурных соревнований пионеров и школьников. В них был организован приём норм на значки ПВХО, ВС, ГСО и БГТОГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 105.. В связи с этим была проведена большая разъяснительная и практическая работа по школам. Пионеры и школьники были ознакомлены с положением о соревнованиях на комсомольских и классных собраниях. В школах ребята создавали команды, изготавливали деревянные ружья и пулемётыГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 109..

В оборонных соревнованиях в 1940-1941 учебном году участвовали школы всей области. Из 363 школ участвовало в этих состязаниях 224 школы, охвативших 25 000 учащихся. Во время оборонных соревнований лишь по 23 районам, давшим сведения, было подготовлено 19 719 значкистов в том числе: БГТО – 4 628, ГТО – 2 764, ВС – 1 503, ЮВС – 2 175, БГСО – 3 092, ГСО – 5 557. Всего 19719 человек. Кроссы и гимнастические соревнования проходили при большой активности старшеклассниковГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 41. Л. 16.. За апрель 1941 г. только по 7 районам сдали нормы на значки ВС – 1 207, ПВХО – 2 350, ГСО – 230. Всего 3 787ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 110.. В школе № 8 г. Тамбова за первое полугодие 1939 – 1940 учебного года подготовлено 587 значкистов ПВХО и 168 ГТОГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 26. Л. 24 об.. Число значкистов быстро росло. Из-за такой популяризации оборонно-спортивных значков было престижно иметь их не менее двух, особенно для тех, кто собирался поступать в военное училище.

В школах проводились вечера с выступлениями командиров РККА. В Мичуринске перед окончанием учебного года состоялось общегородское собрание выпускников, где выступал майор т. Глушков и капитан Волков, которые ознакомили школьников с правилами приёма в военные учебные заведения и работой командира РККАГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 91.. Учащиеся 10-х классов даже не посещали школу из-за выезда на подготовительные курсы для поступления в военные училища. Так, только из одного Волчковского района выехало в военные школы и на курсы 12 человекГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 47-47 об..

Профессия военного стала мечтой многих. Молодое поколение страны горело желанием  найти своё место в жизни, чтобы принести пользу Родине.

Оборонная работа среди молодёжи, патриотическая пропаганда, активная спортивная жизнь, страстное желание быть полезным Родине – всё это сформировало и сделало особенным предвоенное  и военное поколение.

Советское государство всё-таки смогло воспитать истинных патриотов и защитников Родины. Вероятно, в данном случае сыграла главную роль не только идеология, но и то, что в подростках было развито чувство любви к своей Отчизне, к той, какой она была, со всеми её достоинствами и недостатками. Родину не приходится выбирать. К тому же в умы школьников 1930-х годов постоянно внушалась теория Сталина, по которой весь народ нужно держать было в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности нападения, чтобы никакая случайность и никакие фокусы внешних врагов не смогли застигнуть советских людей врасплох.

О достижениях в сельском хозяйстве, о событиях в стране и за рубежом  можно было узнать, прежде всего, из газет. Школы имели возможность выписывать периодическую печать.  Школьниками широко использовались  газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда». В отдельных школах области учащимися была организована связь с редакциями этих газетГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 75.. Школьная библиотека получала и разнообразные журналы: «Спутник агитатора», «Большевик», «Затейник», «Колхозные ребята», «Крестьянка», «Колхозник».

Кроме газет и журналов в библиотеке можно было встретить труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина; книги о путешествии Магеллана на Северный полюс, об открытии Америки, о кругосветных путешествияхБольшевик. 1939. 27 февраля.. Во внеклассное время проводились громкие читки журналов и газет с последующим обсуждением некоторых статей. Ребят интересовала судьба героев, на которых они хотели быть похожими. И одна из статей в газете называлась «Будем такими героями, как они»Каменская правда. 1939. 24 мая.. Героические поступки Чкалова, Серова и Осипенко заставляли мечтать мальчишек о подвигах, о славе. Так на примерах, взятых из прессы и литературы, формировался моральный облик молодого человека – будущего защитника Родины.

Другим средством массовой  информации являлась школьная стенгазета. В ней освещалась внутренняя жизнь страны, международное положение и районные новости. Но большое место отводилось в ней деятельности классного коллектива. Описывались как положительные, так и отрицательные стороны работы школы, класса и отдельных учащихся. Популярны были среди учащихся сатирические газеты с различными карикатурами. Они порой были самыми примитивными,  но  школьникам они нравились.

Пожалуй, стоит согласиться с А.Ю. Рожковым, что в советской школе внедрялась «этическая» модель гласной «товарищеской критики» с целью «исправления» заблудших душ. В этих морально-этических манипуляциях стенгазете отводилась важная роль глашатая коммунистической нравственности и одновременно судебного обвинителя. Ученический коллектив, таким образом, раскладывался на «праведников» и «грешников», где первые получали право поучать вторыхРожков А.Ю. В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека
в Советской России 1920-х годов. Краснодар. 2002. С. 90.
.

Общешкольные газеты, как правило, были посвящены  юбилеям и праздничным датам. Особое внимание уделялось юбилеям Пушкина, Лермонтова, Гоголя и политическим событиям страны.

Стенная печать использовалась в качестве подспорья в подготовке к экзаменам. В таких стенгазетах учителя давали советы, а учащиеся-отличники обменивались опытом, как нужно готовиться к испытаниямГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 74. Л. 3..

Судя по отчётам комитетов ВЛКСМ и областного отдела народного образования,  многие газеты были малоинтересны, содержали длинные статьи, выпускались от случая к случаю. В Мичуринской средней школе № 9 один номер газеты висел весь год, а в школах г. Тамбова №1 и № 5 не обновили газету даже к XVIII съезду ВКП(б)ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 95..

Но, несмотря на отдельные минусы в создании стенгазеты, она  являлась рупором политпросвещения, носителем культуры в массы и оружием по искоренению негативных явлений в поведении школьника. Печать становилась своеобразным органом школьной ученической организации, хотя и односторонне направленной на формирование личности молодого человека в духе коммунистической морали и идеологии.

Таким образом, благодаря комсомолу, действовавшему в союзе с пионерской и ученической организациями, в школе в конце 1930-х годов была налажена интересная общественно-полезная внеклассная работа, в которой сами учащиеся играли активнейшую роль. Разумеется, она была не лишена недостатков и противоречий. Но в целом немало способствовала воспитанию из тогдашних учеников достойных патриотов своей Родины.