Даже комсомольская реабилитация, объявленная пленумом ЦК ВЛКСМ в феврале-марте 1938 г., и в школьных стенах оказалась лишь новой кампанией по исключению из рядов комсомола, коснувшейся теперь исключавших прежде. В источниках активно муссировались «случаи нечуткого подхода к комсомольцам», «обвинения в троцкизме честных комсомольцев». Например, в Бондарском районе Беляев из Городищенской НСШ, Казьмин из Куровщинской НСШ были оклеветаны другими комсомольцами, которые старались доказать их враждебность, приклеивая «ярлык троцкиста». Но при расследовании райкомом ВЛКСМ не подтвердились факты об их враждебностиГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 21.. Да и сам секретарь Бондарского РК ВЛКСМ Титов говорил, что под шум враждебных элементов некоторые КСМ организации начали «бить» честных комсомольцевГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 21..
Подобное творилось по всей области. В Обловской железнодорожной средней школе № 54 Уваровского района секретаря комитета комсомола Н. Курникова, ученика 10 класса, Котляров обвинил на комсомольском собрании «в бытовом разложении». Но это не возымело никакого действия. Тогда Котляров стал распускать слухи о Курникове как о диверсанте, убийце и угрожать его другу в скором исключении из комсомола. Курников же выдал характеристику Чтецовой, которая скрыла судимость своего отца и была исключена из комсомола. Ему приписали связь с дочерью врага народа и тоже исключили из рядов ВЛКСМГАСПИТО. Ф. 1165. Оп. 1. Д. 115. Л. 7-7 об.. Преследуя Курникова, Котляров добивался лишь своего назначения на должность секретаря комитета комсомола школы.
Под руководством комсомола работала детская коммунистическая организация – пионерская объединяющая в своих рядах детей и подростков в возрасте 10 – 15 лет.
Все пионерские отряды укомплектовывались согласно решению II Пленума ЦК ВЛКСМ по классному принципу (класс-отряд) или из двух параллельных классов. Выборы актива класса проводились в начале учебного года. Отряды работали по указанию райкома, проводя раз в месяц сборы, звеньевые занятия 3 раза в месяц, совет пионеров по мере надобностиГАСПИТО. Ф. 1165. Оп. 1. Д. 81. Л. 1..
В пионерской организации было распространено одновременное вхождение в состав комсомольской и пионерской организаций на манер обязательного членства в партии комсомольского руководства. Пожалуй, такой механизм «двойного членства» предназначался для подготовки новых и надёжных кадров для комсомола. Получалась ступенчатая система переходов и постепенного политического «взросления» будущих номенклатурных кадров. На основе чего происходило зеркальное копирование формально-бюрократических методов работы от партии – комсомольской, а от неё – пионерской организациями.
Сравнивая городскую и сельскую местности по количеству детей в пионерской организации, видно, что в сельских школах пионеров было больше чуть ли ни втрое. Хотя при этом на селе отдельные школы оставались совершенно без пионерских отрядов, несмотря на большое желание школьников состоять в них. В ряде первичных организаций и даже в райкомах ВЛКСМ это объяснялось тем, что было невозможно выделить для пионерских отрядов вожатых из числа комсомольцевГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 18.. Даже если к руководству отрядами и привлекались вожатые, то это, как правило, были неподготовленные кадры, и методической помощи им не оказывалосьГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 26. Л. 3..
Основными атрибутами пионеров являлись горн, барабан, галстук и знамя. Но с их наличием возникали огромные проблемы. В Бондарском районе в 1938 г. отряды пионеров плохо были обеспечены пионерскими атрибутами. Из 66 отрядов имели пионерские знамёна 7, барабаны 9, горн 4. Не у всех пионеров были галстукиГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 126 об.. Из-за недостатка учебных помещений в некоторых школах не были созданы даже пионерские комнаты (Ламский, Никифоровский, Лысогорский, Бондарский и Алгасовский районы)ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 13 об., Д. 42. Л. 116.,
ГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 102. Л. 18. .
Неотъемлемой частью повседневной жизни пионера являлись сборы. В основном проходили они по одной схеме и были однообразными. Сбор пионеров при П-Угловской неполной средней школе проходил по следующему плану:
— сбор длился 1 час 40 минут;
— до сбора были организованы игры;
— беседа секретаря КСМ организации Борзова о летней оздоровительной работе (кто поедет в лагеря);
— просмотр двух инсценировок «Весна идёт» и «Аллигатор», по окончании песниГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 64. Л. 54..
Темы звеньевых сборов, как правило, были стандартными: прорабатывалась автобиография И.В. Сталина, статья Н.К. Крупской «Знания нужны человеку, как винтовка в бою», обсуждалось поведение пионеров, готовились художественные выступления учащихсяГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 133. Л. 1 об..
В отряде № 81 школы № 8 имени Ленина г. Тамбова, состоявшем из 39 человек, сбор был посвящён второй годовщине Сталинской конституции. Ребята к нему тщательно готовились, выстроившись в линейку, отдали рапорт и прослушали беседу о второй годовщине Сталинской конституции. Потом поставили своими силами пьесу, остальное время заняли массовыми играми и танцамиГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 64..
Но из отчётов пионервожатых некоторых школ видно, что у них отрядные сборы проводились, но при этом отсутствовала дисциплинаГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14. Л. 124..
Такая обстановка была в Ольшанской неполной средней школе Уваровского района. Ребята садились за парты, а вожатый отряда читал очередной номер «Пионерской правды». Некоторые школьники при этом засыпали. После чтения вожатый напоминал пионерам о дисциплине, и на этом сбор заканчивалсяГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 116..
Но многие пионерские организации в соответствии с решениями X пленума ЦК КПСС перестроили свою работу. Например, в Екатерининской СШ Никифоровского района было 4 отряда, в которых занятия проводились регулярно. На сборах готовились физкультурные выступления, песни, коллективные танцы, пирамиды, читали художественную литературу, газеты, декламацииГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 116..
Но часто возникали трудности материального плана. В Бондарской средней школе пионерская организация, в рядах которой насчитывалось 57 человек, в зимнее время не занималась в пионерской комнате, так как та не отапливалась. Школа не имела возможности выписывать газеты, поэтому приходилось покупать в розницуГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 102. Л. 38.. Основной газетой для пионеров являлась «Пионерская правда», которую они выписывали. Обязательным был и выпуск стенгазет. Она информировала о событиях школьной жизниГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 70..
Пионерская организация была постоянным помощником и в проведении выборов Верховных советов СССР и РСФСР. Она оказывала помощь в украшении агитпунктов и избирательных участков. Пионеры каждый день извещали население о дне выборов, а в квартирах у многих школьников были предвыборные лозунгиГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 91. Л. 6..
Во время выборов в Верховный Совет СССР и РСФСР пионеры работали наравне с комсомольцами, которые были агитаторами среди населения. А комсомольцы-кружковцы участвовали в концертах художественной самодеятельности, ставили пьесы, читали стихи и пели песниГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 2. Л. 43..
Не только комсомольские и пионерские организации оказывали влияние на формирование и развитие личности учащихся, но и ученические комитеты. Они активно занимались организацией повседневной жизни подрастающего поколения, являясь неотъемлемой частью системы воспитания молодёжи.
Уже в конце 1930-х годов стали появляться во всех школах Тамбовской области ученические организации в связи с опубликованием в печати «Положения об ученических организациях в школе», разработанного Народным комиссариатом просвещения РСФСР и согласованного с ЦК ВЛКСМ. Организация соцсоревнования учащихся за хорошую и отличную учёбу, помощь отстающим учащимся, укрепление дисциплины, систематическая проверка выполнения учащимися взятых обязательств, внешкольная работа (кружковые занятия, проведение вечеров самодеятельности, подготовка к участию в олимпиаде, к оборонным соревнованиям), проведение большой массово-политической работы среди населения – вот тот неполный перечень обязанностей, которые возлагались на ученические организации.
Во всех школах области была проведена подготовительная работа к выборам ученических организаций. Сначала выбирали классных организаторов из числа активистов, пользующихся уважением у своих товарищей. После чего избирались ученические комитеты (учкомы), которые должны были руководить работой классных организаторов. Их деятельность была рассчитана на взаимодействие и активную помощь со стороны классных руководителей, директоров и завучей школ, а также комсомольской и пионерской организаций.
В неполных средних и средних школах Тамбовской области с 1 по 15 сентября были проведены выборы ученических организаций. Учащиеся 5-10 классов на общих собраниях по классам избирали старост, которые должны были организовывать дежурство учащихся в кабинете, помощь учителю в подготовке для урока соответствующих наглядных пособий, в проведении игр, прогулок, экскурсий, художественных постановок и т.д. Старосты 5 – 7 классов работали под руководством директора школы и классных руководителей.
Из всех старост 8-10 классов средних школ образовывался старостат, который избирал из своего состава председателя. Как председатель, так и в целом старостат работали под руководством директора школы и комсомольской организации.
Старостат обязан был помогать дирекции и комсомолу организовывать для учащихся старших классов общеобразовательные и культурно-просветительные кружки, вовлекать в них учащихся. В повседневную деятельность старостата входило: издание школьных стенгазет, ученических литературно-художественных и фотографических журналов, проведение лекций, экскурсий, организация посещений учащимися театров и музеев. Также старостат осуществлял физкультурную и оборонную работу, оказание помощи различным школьным общественным организациям (Международная организация помощи революционерам, Общество содействия обороне, Союз воинствующих безбожников и др.), организацию соцсоревнования за отличную учёбу. В ученические организации призывали избирать лучших товарищей, наиболее дисциплинированных, отличников учёбы – «подлинных вожаков детворы»ГАСПИТО. Ф. 1217. Оп. 1.
Д. 281. Л. 15.. Старостам отводилась значительная роль в организации повседневной жизни учащихся. Ещё Н.К. Крупская в 1938 году в статье «По поводу проекта «Положения об ученических организациях в школе»» писала: «Староста не только помощник учителя, а ответственное перед выборщиками и перед руководством школы лицо. Староста может быть снят в любое время выборщиками. Его работа требует также плановости, отчётности, контроля снизу и сверху»Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 10. 1962. С. 723..
Получалась своего рода управляемая сверху «школьная демократия». Провозглашалась власть большинства в лице учкомов и старостатов, которые в свою очередь руководили деятельностью старост классов и общешкольного старосты – некоего председателя школы. На всех них возлагались огромные обязательства, которые должны был породить активную общественную деятельность и задействовать самых лучших. Однако вся деятельность старостата и его председателя была полностью под контролем комсомольской организации и директора школы, которые и принимали решение за учащихся.
Что же было в реальности? Согласно указанию ЦК ВЛКСМ и Обкома комсомола с 1 по 15 сентября были проведены выборы ученических организаций во всех средних школах, в том числе и неполных, с 1 по 10 сентября собрания актива учащейся молодёжи в связи с началом учебного года. Так, в Космолевской школе Сосновского района повесткой дня собрания учащихся 5 класса «А» были выборы старосты классаГАСПИТО. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 281. Л. 3.. Затем было проведено общее собрание учащихся всей школы. В Вирятинской НСШ Сосновского района повесткой дня такого собрания были выборы общешкольного старосты и членов редколлегииГАСПИТО. Ф. 1217. Оп. 1. Л. 6.. Вновь избранные члены редколлегии и староста пришли к следующему решению:
– иметь тесную связь с комсомольской организацией, пионеротрядом, классным руководителем и со всеми учителями;
– поддерживать товарищеские отношения;
– следить за дисциплиной класса (учащихся) в школе и вне школы;
– следить за бережливым отношением к школьному имуществу;
– охватить всех учащихся кружками и следить за их посещаемостью;
– следить за посещаемостью уроков и выявлять причины пропусков;
– следить за дежурством в классе и принимать меры к ученикам, не выполняющим свои обязанности;
– все положительное и отрицательное в работе и поведении класса и отдельных учащихся помещать в стенгазету;
– заключить соцдоговоры между старостами на лучшее руководство классамиГАСПИТО. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 281. Л. 7..
Процедура проведения собраний в комсомольской и пионерской организациях полностью экстраполировалась на заседания органов школьного самоуправления, на котором также оформлялись протоколы. Так, на общем собрании 7 «В» класса Горельской средней школы Лысогорского района протокол состоял из следующих пунктов: повестки дня, выборов классного организатора, выборов делегатов на конференцию, заключении договора с 7 «А» классом, выборов комиссии по проверке договораГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 263.. Н.К Крупская придавала большую роль таким собраниям. По этому поводу она говорила: «Необходимо, чтобы на этих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы, чтобы на них устанавливалась та общественная работа, которую надо проделать школьникам, чтобы эта работа тут же распределялась между отдельными группами с таким расчётом, чтобы каждый школьник нёс хоть маленькую долю общей работы и отчитывался в ней перед общим собранием»Крупская Н.К. Педагогические сочинения.
Т. 5. 1959. С. 149..
Во всех неполных средних и средних школах были созданы ученические комитеты, которые проводили заседания и общешкольные собрания. Так, в Алгасовском районе в течение учебного года учкомы провели до 10 – 12 заседаний и 4 – 6 общешкольных собраний, на которых обсуждали успеваемость, дисциплину и отношение к общественной работе учащихсяГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 14 об.. В тех школах, где хорошо работали учкомы, на каждую учебную четверть составлялся план работы, а заседания проводились по особому графику.
Большая роль отводилась учкомам школ в деле разъяснения учащимся решений XVIII съезда ВКП(б). Комсомольцы старших классов руководили кружками по изучению материалов съезда. Как только в газетах появились материалы XVIII партсъезда, комсомольская организация школы № 3 г. Моршанска дала задание комсомольцам в повседневную деятельность старостам-агитаторам 5 – 7 классов изучить эти партийные документыГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 112-113. .
Помимо этого учкомы участвовали в подготовке учащихся к весенним экзаменам. Администрация школы № 7 г. Мичуринска, получив в феврале 1941 г. инструкцию по проведению испытаний, изучила сначала её с учителями, проработала с комсомольцами, затем ознакомила с ней ученический комитет, который, в свою очередь, собрал классных организаторов, редакторов стенгазет, председателей отрядов, учащихся- отличников для изучения инструкцииГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1.
Д. 74. Л. 11..
В течение года ученические организации переизбирались два раза. В большинстве школ к перевыборам учкомы готовились основательно: по классам были проведены отчёты классных организаторов и их перевыборы. В результате чего в состав учкомов вливались лучшие комсомольцы, пионеры, учащиеся-отличники, что способствовало улучшению работы ученических комитетов. Ими проводилась активная работа по укреплению сознательной дисциплины и порядка в школе, например, в Каменской средней школе Каменского района члены учкома повседневно интересовались успеваемостью учащихся, заслушивали отдельных ребят на заседаниях об их успеваемости и дисциплине, проводили индивидуальные беседы с ними, оказывали помощь отстающим ученикам. По инициативе учкома в школе проводились вечера и военно-физкультурные соревнования, проверялось выполнение учащимися социалистических договоров, обсуждались на заседаниях итоги проверки и делались конкретные выводы. Вся их работа протекала в тесной связи с работой комсомольской и пионерской организаций, с учителями и администрацией школ. Учкомы отдельных школ умело мобилизовали и общественное мнение учащихся при обсуждении поступков учеников, нарушающих порядок в школе.
Работа ученических комитетов, несмотря на её улучшение в ряде школ, всё же оставалась ещё слабой. Многие учкомы были недостаточно инициативны, работали лишь по указке учителей, слабо были связаны со школьным коллективом, не было чёткости в их работе, не была налажена связь ни с администрацией школ, ни с классными руководителями, а успеваемость и дисциплина учащихся оставались на низком уровнеГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 26.
Л. 26, Д. 41. Л. 17. . Их деятельность руководящими органами оценивалась неудовлетворительно.
В работе большинства ученических организаций области существовали элементы формализма. Так, вместо «мобилизации творческой инициативы» учащейся молодёжи в помощь учителю для борьбы за высокую успеваемость учкомы ограничивались в лучшем случае вызовом на заседание комитетов неуспевающих и недисциплинированных учениковГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 26. Л. 26, Д. 41. Л. 3.. Этот стиль работы был скопирован у школьной комсомольской организации, что свидетельствует о проникновении партийно-бюрократических методов работы в школьную среду.
Создание институтов самоуправления – ростков демократии в школах соответствовало идеологии партии и веяниям того времени. Ведь в 1936 г. VIII съездом Советов СССР была принята одна из самых демократичных конституций в мире. По конституции всё население СССР (кроме осуждённых) наделялось равными правами и обязанностями. И поэтому принципы демократии должны были поддерживаться даже в таком институте социализации, как школа. Это была попытка экстраполировать институты самоуправления на школьный уровень, хотя и получалась управляемая демократия. Помимо этого ученические организации призваны были воспитать в подрастающем поколении высокий патриотизм, любовь к вождям партии и правительства, иначе говоря, сформировать политически лояльного гражданина. Ученическое самоуправление должно было задействовать не только комсомольцев и пионеров, но и «беспартийных» школьников. Большое внимание со стороны данных организаций уделялось борьбе с безграмотностью и отвлечению детей от улицы. Но их деятельность не внесла коренных изменений в жизни школы. Пожалуй, одной из основных причин этого было копирование партийного стиля работы. Ведь органы школьного самоуправления по сути своей частично дублировали функции комсомольской и пионерской организаций. В результате чего происходило своего рода перекладывание своих обязанностей на дублёров, и была лишь жалкая имитация бюрократического стиля работы, заключающегося в проведении различного рода собраний, не решающих проблемы по сути. Таким образом, ученические организации играли роль «приводных ремней», связывающих комсомольские и пионерские организации с основной массой школьников, не входящих в их ряды.
Одним из рычагов вовлечения учащихся в процесс формирования их нового сознания в 1930-е годы являлась практика социалистического соревнования.
Социалистическое соревнование должно было служить стимулом для повышения качества учёбы. Организация соревнования проходила по принципу соревнования учителя с учителем, ученика с учеником, класса с классом, школы со школой. Основными показателями соцсоревнования учащихся являлись: повышение качества учёбы, улучшение дисциплины, хорошая работа в комсомольских и пионерских, школьных ученических организациях и др., активная работа в кружках, чтение художественной литературы, сдача норм на оборонные и физкультурные значки, активная работа с населениемГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 79..
Составлялись индивидуальные и групповые соцдоговоры. Вот один из них, принадлежащий комсомольской организации Новотомниковской средней школы Алгасовского района:
– успеваемость 100 %, иметь большинство хороших и отличных отметок, овладеть грамотностью;
– посещаемость занятий 100 %., ликвидация опозданий и пропусков уроков;
– железная комсомольская дисциплина;
– добиться, чтобы с октября каждый комсомолец был подписчиком на газету «Молодой коммунар»;
– вести работу среди несоюзной молодёжи;
– точно и аккуратно выполнять комсомольские и классные обязанностиГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14. Л. 1..
Порой встречались такие договоры, в которых были пункты, запрещающие опоздания на уроки и обязывающие своевременную оплату членских взносов и т.п.ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1.
Д. 6. Л. 85.
Пытались охватить соцсоревнованием даже родителей учащихся. Но результат за исключением отдельных школ (Тамбовская средняя школа № 1 им. А.С. Пушкина) был незначительнымГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 85..
Социалистические соревнования проходили по четвертям и полугодиям и представляли своего рода эстафету. Так, Попова ученица 7 класса, подписавшая соцдоговор, одновременно объявила вызов своей однокласснице Трясуновой, которая в свою очередь его приняла и вызвала на соцсоревнование Хнычкину, а та уже следующую участницу. Предметом их договора было обязательство во 2-й четверти не иметь плохих отметок. По геометрии, истории, конституции, химии, биологии учиться только на «хорошо»ГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 169. Л. 11.. Возникал принцип состязательности, кто лучше выполнит свои обязательства.
В школах Гавриловского района в 1939 – 1940 учебном году учителями и классными руководителями было организовано социалистическое соревнование между учащимися, классами и с другими школами. В классах вывешивались письменные соцдоговора и списки соревнующихся между собой учащихсяГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 18. Л. 74..
В 1940 – 1941 учебном году школьники моршанских школ приняли вызов учащихся тамбовских школ и бросили аналогичный вызов Кирсановскому району. Моршанцами тут же был оформлен соцдоговор и доведён до общественности районаГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 73. Л. 68-69..
Ученики школы № 8 г. Тамбова в свои обязательства включили пункты об успеваемости, посещаемости, дисциплине, участии в общественной жизни школы, о чтении художественной литературы, об оказании помощи отстающим, об активном участии в выпуске стенной школьной газеты. Ученические соцобязательства в этой школе проверялись каждую неделю. Результаты проверки соцдоговоров записывались на другой страничке соцобязательства, обсуждались на классных ученических собраниях, освещались в стенных газетах (классной и общешкольной). Все результаты проверки по классам заносились на доску «Учёта соцсоревнования». Проверку соцобязательств проводили классные организаторы и комсорг. При проверке присутствовал директор и завуч школы. Сюда же приглашались соревнующиеся. В случае невыполнения договора выяснялись причины, оказывалась данному ученику соответствующая помощь (снабжение учебниками, помощь сильных учеников, дополнительные занятия учителей и др.). Директор и завуч советовали соревнующимся, как лучше организовать соревнование, указывали, какие могут быть ошибки и как их избежатьГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 42. Л. 117-118.. Благодаря такой проделанной работе коллективом учащихся и учителей школа заняла первое место в г. Тамбове по всем показателям.
Но политико-массовая работа в отдельных школах была поставлена неудовлетворительно. В 1939 г. в Ранинской средней школе не проводилось никакой работы в связи с открытием XVIII съезда ВКП(б), не было предсъездовского соревнования; в Степанищевской неполной средней школе эта работа была проведена только по некоторым классам. Договоры между школами и классами не проверялись, повседневного учёта результатов индивидуального соревнования учителей и учащихся не велось. Отсутствовала работа с учащимися-отличниками, их работа не отмечалась школойГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 9. Л. 45.. Аналогичная обстановка была и в Терновской неполной средней школе Хоботовского района, Черкинской средней школе Моршанского района и в других. В отдельных школах не было даже договора, например, в средних школах Никифоровского, Избердеевского и других районовГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 6. Л. 85..
К числу недостатков в организации соцсоревнования можно отнести и элементы формализма. Обязательства учащихся ряда школ оказывались шаблонными и неконкретными. В большинстве случаев в соцобязательства учащиеся включали пункты, которыми перечисляли свои прямые обязанности, конечные цели своей работы, но не намечали мероприятия, которые способствовали бы росту их знаний. Нередко подача соцобязательств не сопровождалась массовым подъёмом среди учащихся и превращалась в обязанность (школы Никифоровского, Платоновского, Мучкапского районов)ГАТО Ф. Р-3714. Оп. 1.
Д. 42. Л. 119.. Главным недостатком в работе по соцсоревнованию учащихся в учебном году было отсутствие систематического общественного контроля над выполнением принятых обязательств в значительной части школ.
