В 1930-е годы комсомол занимал все более значимые позиции в воспитании подрастающего поколения. Да и его возможности возрастали, что было связано с ростом численности комсомольских работников, улучшением их квалификации быстрым увеличением количества средних школ, в каждой из которых обязательно создавалась комсомольская организация. X съездом ВЛКСМ признавалось, что развертывание систематической работы комсомольских организаций в школе за усвоение основ науки учащимися, за их культуру приобретает первостепенное значение. Так же на съезде выражалась твердая уверенность в том, что весь Ленинский комсомол поможет органам народного образования организовать образцовую учебу в советской школе, возьмется за укрепление порядка и дисциплины в школе, организует политическое и культурное воспитание учащихсяX съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет, ч. II.
Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. С. 443, 446..
Именно X съезд ВЛКСМ, поставил в центре комсомольской деятельности в школе систематическую работу «по организации учёбы за овладение основами наук, за высокую успеваемость учащихся»Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций
и ЦК ВЛКСМ (1918-1968). Т. 1. М., 1969. С. 553. .
5 мая 1937 г. пленум ЦК ВЛКСМ указал, что «вся работа Ленинского комсомола преследует одну цель – воспитание молодых людей в духе коммунизма, преданности коммунистической партии и её центральному сталинскому комитету»Центр документации
новейшей истории
Тамбовской области
(ГАСПИТО). Ф. 1184.
Оп. 1. Д. 96. Л. 26.. В основу коммунистического воспитания детей была положена борьба за высокое качество учёбы и сознательную дисциплину, «за овладение наукой и искусством». Задача такого воспитания заключалась в привитии детям любви к Родине и «ненависти к классово-враждебным элементам, в формировании всесторонне развитой личности и подготовке достойной смены Ленинскому комсомолу»Центр документации новейшей истории Тамбовской
области (ГАСПИТО). Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 60..
Задачи каждого члена ВЛКСМ, в первую очередь комсомольского актива, видел в том, чтобы по-боевому взяться за изучение истории своей «славной матери – Коммунистической партии (большевиков)», быть вооружённым знаниями марксизма-ленинизма. Изучавшим революционную теорию комсомольцам предписывалось сочетать её повседневно с практической работой, чтобы каждый из их рядов являлся примером для молодёжи, работал по-стахановски, учился отличноГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 196. Л. 20..
Комсомольские организации должны были повседневно помогать молодёжи, принимаемой в ряды ВЛКСМ, овладевать большевизмом, изучать историю большевистской партии, организовывать беседы на политические темы, давать советы, что нужно читать по важнейшим вопросам социалистического строительства, капиталистического окружения, о международного положения, разъяснять программу Ленинского комсомола и обязанности, которые возлагаются на каждого члена ВЛКСМ программой и уставом организации, воспитывать молодёжь в духе преданности партии Ленина-СталинаГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 24..
В повседневные задачи комсомола входило:
– поднять организационно-политическую работу первичных организаций до уровня задач, стоящих перед партией ВКП(б) и советской властью;
– добиться, чтобы все комсомольцы были инициаторами соцсоревнования в проведении всесоюзного сева;
– выполнить решение V пленума ЦК ВЛКСМ о росте комсомольских организаций, ликвидируя бюрократизм в приёме и нечуткое отношение при исключении из его рядов;
– добиться активного участия комсомольцев в работе кружков, изб-читаленГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. 30..
Основываясь на поставленные задачи перед комсомолом, его первичные школьные организации занимались вопросами досуга, массового отдыха, разъяснением текущей политики. Так, комитет первичной комсомольской организации Алгасовской средней школы постановил наладить политическую учёбу среди комсомольцев и несоюзной молодёжи, проследить за своевременным ремонтом школы, организовать работу кружков, повысить политическую бдительность, до нового учебного года прочитать статьи о диверсантско-вредительской работе разведки в СССР, на собраниях прорабатывать моменты текущей политики, усилить оборонную работу, пригласить специалистов на лекции для комсомольцев и пионеровГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 32. Л. 31 об..
Школьники были одной из основных групп, составляющих большинство в комсомольской организации. Так, на 1-е октября 1937 г. ВЛКСМ насчитывал всего 42 986 членов. Из них было только учащихся 10 291 – 24,5 %. По возрасту до 17 лет они составляли 6 559 – 15,6 %, от 18 до 20 лет – 9 136 – 21,8 %ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 11..
В Бондарском районе за 7 месяцев было принято в комсомол 438 человек. За этот период создали 14 новых организаций. Рост шёл за счёт следующих категорий: рабочих – 42 человека, колхозников – 151 человек, учащихся – 225 человек, служащих – 4 человекаГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 25.. За 1938 г. Сампурской комсомольской организацией было принято 498 человек, большинство из которых были учащиесяГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 88. Л. 17.. Мордовский райком ВЛКСМ за январь 1939 г. принял всего 60 человек, из них колхозников 26, рабочих 4, служащих 1, учащихся 29ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 228. Л. 10.. На 25 января 1939 г. в Гавриловском районе было всего 16 школьных комсомольских организаций (400 членов). Из них 318 учащихся школГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 196. Л. 4..
Количественные показатели свидетельствуют о том, что действительно школьники-комсомольцы были одной их наиболее многочисленных социальных групп в рядах ВЛКСМ. В этом возрасте (14 – 17 лет) подростки наиболее подвержены влиянию и поэтому активно привлекались в различные мероприятия.
Школьные комсомольские ячейки должны были стать проводниками влияния комсомола на учащуюся молодёжь. Районные и городские коммунистические союзы молодежи имели чёткую структуру и определённые правила и требования при приёме в их ряды.
Необходимым условием для вступления в ряды ВЛКСМ являлось наличие двух рекомендаций. А в анкете указывалась национальность, трудовой стаж, политобразование, выполнение общественной работы, занятия родителей до революции, после неё и в настоящее время.
При приёме в комсомол отдавали предпочтение школьникам, которые имели трудодни. Так, Л.А. Гаркалина, учащаяся 6 класса, за время летних каникул заработала в колхозе 70 трудодней, а у М.А. Болдиной, учащейся 7 класса, тоже было 80 трудодней, и она параллельно занималась в начальной комсомольской политшколеГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 64. Л. 105..
Трудолюбие и усердие учащихся находили отражение в местной печати и приводились в пример тем, кто не имел такой практики. В начале 1939 – 1940 учебного года в газете Мордовского района была опубликована статья под ярким названием-призывом «Следуйте примеру Смочилина». Речь в ней шла о том, что ученик 7 класса А.П. Смочилин активно работал в колхозе. У него к 1 сентября было в наличии 180 трудодней. И за это прилежание он был принят в ряды комсомолаИскра Ильича. 1939. 1 сентября.. Скорее всего, такими примерами у школьников вырабатывали стереотип, что в комсомоле быть – высшее поощрение, которое надо заслужить.
Параллельно с учёбой в обычной школе отдельные подростки обучались в комсомольских политшколах и кружках. Была установлена следующая система политического образования членов ВЛКСМ:
а) для начинающих комсомольцев (города и деревни) организовывались школы политической грамоты;
б) для комсомольцев, имеющих знания в объёме школы политической грамоты, – кружки по изучению основных моментов истории ВКП(б);
в) для комсомольцев, имеющих уже серьёзную политическую подготовку, создавать при горкомах, райкомах и крупных комитетах кружки по изучению вопросов ленинизма, истории ВКП(б)Товарищ комсомол. Т. 1. М., 1969. С. 561..
Основной задачей кружков по изучению истории ВКП(б) было ознакомление комсомольцев с основными этапами истории ВКП(б), борьбой большевиков за победу социализма, против всех врагов рабочего класса. Однако в значительной части кружков и политшкол за учебный год еле успевали дойти только до изучения темы «Революция в 1905 году» или, в лучшем случае, до темы, посвящённой изучению «империалистической войны» (первой мировой). Наиболее важный и поучительный для воспитания комсомольцев послеоктябрьский период истории ВКП(б), как тогда считалось, по-настоящему не изучалсяТоварищ комсомол. Т. 1.
М., 1969. С. 559..
Обучение комсомольцев политграмоте было рассчитано в основном на индивидуальное чтение специальной литературы и самостоятельную подготовку. Поэтому в комсомольских кружках по изучению истории ВКП(б) и школах политической грамоты занятия проходили три раза в месяц по два часа. Для комсомольцев, обучающихся в школах, кружки создавались непосредственно в нихТоварищ комсомол. Т. 1. М., 1969. С. 562..
Однако политучёба в некоторых организациях такого типа носила сезонный характер. Так, в Бондарской средней школе пропагандисты в течение одного – двух месяцев не проводили политзанятийГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 64. Л. 51..
Комплектование политкружков в большинстве организаций происходило формально, без учёта знаний комсомольцев и несоюзной молодёжи. По школам и учебным заведениям г. Тамбова с 1сентября по 1 января 1939 г. были укомплектованы кружки до 30-40 человек в каждом. Их посещаемость составляла 90-95 %. В кружках состав слушателей то и дело менялсяГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 96. Л. 11.. Часто эти занятия превращались для школьников в тягостную обузу. Большое количество кружков лишало комсомольские организации возможности контролировать пропагандистскую работу и приводило к тому, что первичные ячейки ограничивали свою деятельность главным образом собиранием канцелярско-статистических сведений.
Идейно-политическое воспитание среди комсомольцев и молодёжи по области было поставлено неудовлетворительно. Райкомы, горкомы ВЛКСМ и первичные организации стремились к увеличению количества кружков и числа молодёжи в них, но упускали главное – качество учёбы. Некоторые кружки в течение года провели по 2-3 занятия, например, «Красный работник», «Красный боевик», «Красный партизан»ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 196. Л. 4..
В результате Пленум ЦК ВЛКСМ обратил внимание всех организаций комсомола на «громадный недостаток» во всей воспитательно-пропагандистской работе в школах и кружках, а также в комсомольской печати, не исключая «Комсомольской правды». Отмечалось, что пропаганда велась поверхностно. Преподавались формулы и выводы вместо толкового и серьёзного разъяснения, убеждения и приведения в обоснование тех или иных положений и выводов исторического и фактического материала, конкретных событий, живых примеровТоварищ комсомол. Т. 1. М., 1969. С. 562.. Такая пропаганда, конечно, не могла способствовать выработке марксистско-ленинского сознания у школьников, а превращалась в скучное занятие для них. Нельзя не согласиться с В.К. Криворученко, что творческое усвоение марксистско-ленинской науки было подменено цитатничеством, восприятием данного раз и навсегда. Система воспитания, реализуемая партией и комсомолом, сковывала творчество и утверждала застой мысли. Пропагандистская работа в комсомоле была направлена на всемерное восхваление «вождя всех народов», молодому человеку предписывалось заучивать и дословно повторять то, что произнёс «великий»Криворученко В.К. Наука о молодёжи: история и
политика. Избранное 1990-х годов. М., 1999. С. 79-80..
Члены ВЛКСМ должны были получать не только политобразование, но и выполнять общественные поручения.
Комсомольцы выпускали колхозные стенные газеты, проводили читки газет с колхозниками, оказывали помощь в завершении ликвидации неграмотности и малограмотности (Пичаевская средняя, Преображенская неполная средняя школы и др.). Во многих школах для наблюдения за дисциплиной учащихся назначались дежурные комсомольцы. Члены ВЛКСМ ряда школ были инициаторами проведения оборонных соревнований, подготовки к олимпиадамГосударственный архив
Тамбовской области (ГАТО).
Ф. Р-3714. Оп. 1.
Д. 42. Л. 115..
Комсомольцы участвовали в подготовке и проведении переписи населения. Старшеклассники выступали в роли агитаторов, принимали участие в организации лыжного пробега, посвящённого Всесоюзной переписи населенияГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. 121..
В общественную нагрузку комсомольцев входило и распространение лотерейных билетов. На классных собраниях назначались ответственные за реализацию билетовГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14. Л. 118 об.. Эти учащиеся давали обязательства, на какую сумму они распространят билеты. Но план не всегда удавалось выполнить. Так, комсомольцы одной из школ распространили билеты 13 лотереи Осовиахима на сумму 115 рублей, хотя запланировано было на 250 рублейГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 136. Л. 7..
Члены ВЛКСМ выступали и в качестве «информаторов» по распространению сведений по классам о политических событиях в стране и за рубежомГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1.
Д. 14. Л. 121..
Вся внешкольная работа возглавлялась пионерско-комсомольским активом школы. Так, для лучшей работы пионерских отрядов и групп октябрят комсомольские организации закрепляли за отрядами в качестве вожатых лучших учащихся 8-10-х классов.
Школьные комсомольские организации отвечали и за проведение различных праздников, к которым активно готовились. При подготовке к празднику 1 Мая всем комсомольцам необходимо было побелить дома, произвести уборку дворов и улиц, посадить деревья, организовать футбольные и волейбольные команды, подготовиться к демонстрации, выпустить праздничные стенгазеты, провести среди колхозников читку газет и литературы, организовать антипасхальный вечер, подготовить номера художественной самодеятельностиГАСПИТО. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 99. Л. 3..
Комсомольцы активно привлекались к подготовке праздничных мероприятий. Так, к XX годовщине ВЛКСМ школы организовали детскую выставку, на которой было около 300 поделок школьниковГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 11. Л. 21..
Силами комсомольцев проводились и вечера. К празднеству XX годовщины ВЛКСМ в здании Рыбинской НСШ был запланирован доклад о работе комсомола и художественная частьГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 76. Л. 18..
Одним из инструментов политического контроля в комсомоле была «лёгкая кавалерия». В её ряды собирали «лучшую молодёжь» и направляли на борьбу с расхитителями социалистической собственности, на охрану колхозного урожая и на улучшение культурно-массовой работы в колхозах. В школах был создан аналогичный институт надзора.
Члены школьной «лёгкой кавалерии» посещали на дому неуспевающих учеников, следили за порядком и поведением учащихся в школе и за её пределами. В результате одного из рейдов было выявлено, что ученица Пестрякова А. пропускала учебные занятия, играя в это время в лото, а Калинкина А. посещала вечеринкиГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14. Л. 99.. Неуспевающих и недисциплинированных учащихся вызывали на заседание ученического комитета, где рассматривалось их поведение и отношение к учёбе.
Бригады «лёгкой кавалерии» проводили рейды по осмотру работы различных учреждений. Проверяя работу школ ликбеза, бригада выявляла, в каком состоянии находилось помещение школы, материально – бытовые условия её, количество учащихся, их посещаемостьГАСПИТО. Ф. 1158. Оп. 1. Д. 56. Л. 1..
В результате таких проверок составлялись акты. Их освидетельствовали, как правило, 2 комсомольца, учитель, председатель данного колхоза и представитель от учащихся ликпункта. По всем вскрытым недостаткам в работе школ, кружков и ликбезов принимались меры к устранению их на местах, а материалы доставлялись в РК ВЛКСМ.
Одной из основных форм «лёгкой кавалерии» были так называемые налёты. Так, комсомольцы Мордовского района 1939 г. ночью произвели проверку по охране урожая на полях, в результате чего ими было заявлено о «преступной охране социалистической собственности»Искра Ильича. 1939. 23 июля..
Но не все комсомольцы так адекватно реагировали на призывы ВЛКСМ принимать активное участие в деятельности «лёгкой кавалерии». Так, Дураков А.Ф. был обвинён в местной печати в «антигосударственном поступке», который заключался в том, что он укрывал своего отца, который не сдал норму государственных мясозаготовок. И вечером, когда Дуракова послали домой вызвать отца в сельсовет, он ушёл и не вернулсяИскра Ильича. 1939. 5 июня..
«Лёгкая кавалерия» была своего рода формой контроля над отдельными людьми и организациями.
Как мы видим, на комсомольцах лежала чрезмерная общественная нагрузка, которая становилась непомерной ношей для школьников, в результате чего встречались отдельные случаи, когда члены ВЛКСМ сами отказывались от общественных поручений в силу своей занятости и предпочитали оставаться рядовыми членами комсомольской организации, т.е. лишь простыми созерцателями чужих деяний.
Но и руководители молодёжной организации не всегда оказывались инициативными, не пытаясь заинтересовать и удержать в своих рядах молодёжь. Так, из 76 принятых в комсомол при Алгасовской средней школе имели комсомольские поручения только 36 человек. Остальные 40 просто числились. Да и сам секретарь комсомольской организации Хлюстов не имел представления, какие же дать поручения новичкамГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 91. Л. 2..
Работа комсомольских органов, судя по архивным данным, была далеко не идеальной. Так, решения школьных комсомольских собраний не всегда выполнялись. Указания лишь давались сверху комитетом комсомола, а за дальнейшим проведением их в жизнь на местах никто не следил. Работа отрядов в школах зачастую была плохой. Поэтому комсомольское руководство то и дело меняло вожатых, но и это не давало положительных результатов.
По-видимому, комсомольские вожаки видели выход из сложных ситуаций лишь в смене исполнителей их постановлений, а не в решении самой проблемы. В результате таких кадровых перестановок на местах с каждым разом оказывались малоопытные или ничего не умеющие исполнители указаний сверху.
Несмотря на то, что комсомолец должен был служить примером прилежания в учёбе и поведении, на некоторых комсомольцев-учащихся поступали жалобы, их проступки постоянно разбирались на бюроГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 14. Л. 17;
ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1. Д. 9. Л. 45. .
В тоже время отдельные комсомольские организации показывали пример, как надо бороться за дисциплину и высокую успеваемость пионеров и школьников. Например, комсомольская организация Хмелинской неполной средней школы, отдельные пионерские отряды школы № 8 г. Тамбова добилась вместе с учителями 100 % успеваемостиГАСПИТО. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 26. Л. 25 об..
Во многих случаях недостатки в работе пионерских и комсомольских организаций являлись результатом отсутствия единства действий педагогических коллективов и комсомольских организаций школ, творческой инициативы учащихся и учёта интересов школьников.
В цепи трагических событий, которыми отмечена советская история, массовые репрессии 1937-1938 гг. занимают особое место. Всеобщая истерия, связанная с репрессиями, и «расстрельная психология» охватили верхушку партии, а от неё, как по проводнику, перешла на все слои общества. Началась череда открытых показательных процессов. Важной вехой в развёртывании репрессий стал февральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б) и IX пленум ЦК ВЛКСМ, которые поставили задачу перед комсомольской организацией: до конца разоблачать троцкистско-бухаринскую банду – агентов японо-германского фашизма. Комсомольская организация Тамбовской области, реализуя эти решения, мобилизовала всех комсомольцев на повышение бдительности и ликвидации последствий вредительств, причиненных врагами народаГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 91. Л. 1..
В результате данных событий по первичным комсомольским организациям прокатилась волна исключений. Несмотря на фразу И.В. Сталина «Сын за отца не отвечает», дети оказывались ответственными за поступки своих родных. Так, Филатов Ф.П., ученик 8 класса, был исключён из комсомола за связь с братом – врагом народаГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 26. Л. 8.. Та же участь постигла и Богатикову З.Г., у которой отец был объявлен врагомГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 139. Л. 19.. При выпуске стенгазеты, редактором которой был Лихачёв А.Ю., была допущена «грубая политическая ошибка» (искажение письма тов. Ленина об Октябрьском вооружённом восстании). Он также был исключён из комсомолаГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 139. Л. 22.. А ученику 7 класса Галахову И.В. было отказано во вступлении в комсомол, так как его мать в Москве была посажена в тюрьму неизвестно за что. Члены бюро ВЛКСМ решили воздержаться до выяснения обстоятельствГАСПИТО. Ф. 1158. Оп. 1. Д. 79. Л. 4..
В это время активно распространялась и внедрялась в умы подрастающего поколения история жизни и смерти Павлика Морозова, который разоблачил своих родных и был убит ими. Следуя примеру Павлика Морозова, комсомольцы должны были следить за своей роднёй, соседями, друзьями и при малейшем их отклонении от норм поведения, прописанных партией и комсомолом, докладывать в вышестоящие инстанции. Так, первичная организация при Нащёкинской средней школе исключила из комсомола Кузмичёву за поддержку инициативы в проведении вечера с вином и за то, что скрыла от комитета комсомола проступок своей подруги, которая на вечеринке была пьяной. Бондарский райком решил поставить на вид КузмичёвойГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 82. Л. 18.об., которая должна была донести на свою подругу. Кузмичёвой следовало поступить не по-товарищески, а по-комсомольски. По сути это не вписывалось в логику подростков, а комсомол требовал таких действий. Таким образом, школьники оказывались перед тягостным выбором – поступать по совести, по-товарищески или выслуживаться, получать похвалу и одобрение по комсомольской линии, а впоследствии использовать эти заслуги для карьерного роста.
Комсомол часто играл важную роль в дальнейшей судьбе своих членов по окончании школы. Для поступления в различные учебные заведения школьникам требовалась рекомендация комсомольской организации. Не все выпускники получали такую путёвку в жизнь, особенно те, чья родня подвергалась политическим репрессиям, хотя сами подростки подходили по всем остальным параметрам. Вот что говорилось в характеристике члена ВЛКСМ Е.А. Сухова: «Родился в семье крестьянина-бедняка, член ВЛКСМ с 1936 г., учится в 9 классе Нащёкинской средней школы, взысканий по линии комсомола не имеет, член комитета комсомола при первичной организации Нащёкинской средней школе. Из родственников были раскулачены дядя по матери, А.В. Грушин, который был осуждён на 10 лет за контрреволюционную работу во время выборов в Верховный Совет СССР. Дед (отец матери) раскулачен за торговлю, в настоящее время единоличник. Тётка (родная по матери) раскулачивалась в 1920 г. Отец был осуждён в 1931 г., отбыл 6 месяцев принудительных работ и судимость снята». Решением Бюро Бондарского РК ВЛКСМ в даче рекомендации Е.А. Сухову для поступления в военное училище было отказаноГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 84. Л. 48..
Аналогичный ответ получил и В.И. Тараскин. По происхождению из крестьян-середняков. С 1931 г. его семья состояла в колхозе. Член ВЛКСМ с 1937 г. Взысканий по линии комсомола не имел. Раскулачена по отцу родная тётка. Отец умер в 1928 г. Мать работала в колхозе. Дядя по матери осуждён за хулиганство на 1 год принудительных работ. Тётка по матери с 1922 г. проживала в ПольшеГАСПИТО. Ф. 1177. Оп. 1. Д. 84. Л. 48..
В эти годы было распространено и поощрялось советским государством доносительство. Первичные комсомольские организации исключали своих членов за малейшие провинности. Доносы, как правило, не проверялись. Чётко подметил особенность этого периода времени А. Зиновьев в стихотворении «Эпитафия стукачу»:
При жизни он на всех стучал
И мир покинул, не раскаясь,
Что делать, коли жизнь такая:
Донос – начало всех началЗиновьев А. Сталин – нашей юности полёт:
Социологическая повесть. М.: Эксмо, 2002. С. 61..
