Какие направления комсомольской деятельности Вы считаете наиболее полезными для Отечества?
Назаров Сергей Иванович, комсомолец 1938-50 гг.:
Комсомол – это история нашего государства. Это и Днепрогэс, Турксиб, Магнитка. А Целина? Это же комсомол! Это молодость, задор и целенаправленность. Это патриотизм и опора нашей Родины во время Великой Отечественной войны.
Семишкина (Бессараб) Ольга Николаевна, комсомолка 1956-65 гг.:
Думаю, что наиболее полезными для Отечества были освоение Целины и строительство БАМа.
Мосягина (Кубанцева) Татьяна Валентиновна, комсомолка 1972–86 гг.:
Комсомол был передовым отрядом молодёжи. Благодаря ему наша Родина развивалась и процветала, становилась мощной и сильной державой. Направления: 1) в сельском хозяйстве – помогали убирать урожай; 2) в промышленности – строили новые заводы, активно поднимали все отрасли промышленности, строили коммунистическое будущее.
Кирюхина Александра Дмитриевна, комсомолка 1953-66 гг.:
Я считаю наиболее полезными шефскую помощь ветеранам и пожилым людям, трудовые десанты, которые приучали детей к труду и дисциплине.
Милютина Татьяна Михайловна, комсомолка 1967-71 гг.:
В первую очередь, это патриотизм. Комсомол всегда поддерживал спорт. Люди в то время были дружелюбными, всегда могли помочь друг другу, что значительно отличается от нынешних времён.
Трофимов Геннадий Николаевич, комсомолец 1973-87 гг.:
К важнейшим направлениям могу отнести воспитание молодёжи. В частности, уважать и не предавать своих товарищей, честно строить свою жизнь, помогать человеку в трудную минуту… Ведь молодёжь – это строители будущего.
Путинцева Раиса Ивановна, комсомолка 1973-91 гг.:
Это, конечно, стройотряды и работа с трудными подростками.
Лутовина Елена Николаевна, жительница с. Платоновка Рассказовского района:
Комсомольские стройки, участие комсомольцев в студенческих строительных отрядах, воспитание и наставничество пионеров и октябрят.
Дерябин Александр Михайлович, комсомолец 1983-1990 гг.:
Комсомол формировал гражданскую, патриотическую, политическую и жизненную позиции подрастающего поколения, выявлял лидерские качества, способствовал формированию кадрового резерва для политических и государственных структур, оказывал воздействие на формирование морально-нравственных качеств молодого гражданина своей страны. Занимался военно-патриотическим и гражданским воспитанием, социализацией молодёжи, профилактикой девиантного поведения, политическим просвещением.
Кобзева Ирина Александровна, комсомолка 1985-90 гг., жительница р.п. Дмитриевка Никифоровского района:
Солидарность трудящихся, трудовая дисциплина, воспитание патриотизма, равенства, чувства ответственности.
Егоричева Ирина Александровна, комсомолка 1988-90 гг., жительница г. Рассказово:
Самое главное направление – это патриотическое воспитание. То, чего в современной жизни так не хватает. Могли ли представить комсомольцы, что их дети не будут знать, кто такие Зоя Космодемьянская или герои-молодогвардейцы, организовавшие подполье и боровшиеся с фашистами? А ведь многие современные дети не могут назвать основные даты Великой Отечественной войны!
Черемисина Татьяна Викторовна, комсомолка 1981-90 гг.:
Комсомол играл незаменимую роль: увлекал и объединял молодёжь.
Телегина Надежда Александровна, комсомолка 1971-85 гг., жительница города Мичуринска:
Я считаю, что была в целом очень хорошо поставлена работа с молодёжью, в том числе в опасном для неё подростковом возрасте.
Ежакова Елена Валентиновна, в 1986-89 гг. второй секретарь Котовского ГК ВЛКСМ:
Наиболее полезные – это оперативные комсомольские отряды дружинников, комсомольские стройотряды, «Комсомольский прожектор»
Никонов Константин Михайлович, комсомолец 1979-91 гг., секретарь первичной комсомольской организации колхоза «Ленинский путь» Сосновского района:
В ВЛКСМ была объединена передовая деятельная активная молодёжь. Партия и правительство обращались именно к комсомольским организациям выделить из своей среды юношей и девушек для сооружения новых заводов, гидроэлектростанций, угольных шахт, железных дорого и т.д. Комсомольское поколение СССР видело романтику в постройке железнодорожной магистрали века – БАМа, создание атомных электростанций и кораблей, в проникновении и постижении космических глубин Вселенной. И во всякое дело комсомольская молодёжь вносила все тот же романтический порыв, молодую окрылённость.
В учебных заведениях страны практиковались трудовые семестры. Молодёжь по комсомольским путёвкам ездила во всесоюзные студенческие отряды, на стройки, в колхозы и т.д.
Комсомольцы помогали в борьбе за социалистическую дисциплину труда. На заводах, предприятиях, в колхозах по предложению комитетов комсомола на «черных досках» вывешивались списки и фотографии лодырей, прогульщиков, пьяниц, нарушителей трудовой дисциплины. А на «почетных досках» – списки и фотографии передовиков социалистического труда как образец для подражания. Это была борьба за перестройку психологии людей. Так, в колхозе «Ленинский путь» Сосновского района комсомольцами штаба «Комсомольский прожектор» проводились рейды:
• работа по экономии горюче-смазочных материалов;
• «потерям зерна наш комсомольский заслон»;
• работы по контролю за качеством обработки сахарной свёклы и участие в этом комсомольцев и т.д.
Комсомол давал молодому человеку возможность познать радость труда, чтобы потом не «отбывать службу», чтобы не возникло у него будничного отношения к жизни и работе.
Волкова Юлия Фёдоровна, комсомолка 1972-85 гг., секретарь Ржаксинского РК ВЛКСМ:
Наиболее полезными направлениями я считаю патриотическое воспитание и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Дударева Маргарита Сергеевна, комсомолка 1975-89 гг.:
Восстановление исторической правды, связанное с поисковыми работами и раскопками в местах боев Великой Отечественной войны
Пасечников Иван Иванович, комсомолец 1979-84 гг.:
Создание обстановки творческого поиска и мероприятия, направленные на воспитание патриотизма, чувства ответственности (сейчас это практически невозможно, к сожалению), коллективизма, уважения к старшим и товарищам, честности перед собой и товарищами. В целом деятельность комсомола позволяла фильтровать и развивать деятельных молодых людей, объединять коллективы на выполнение дел.
