Между тем, подобные взгляды и методы работы, вполне отвечавшие требованиям высшего партийного руководства в середине 1920-х годов, выглядели устаревшими в свете новых требований партии. В 1927 году на XV съезде ВКП(б) И.В. Сталин сделал акцент на противоположном: “У нас имеется еще такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы”Сталин И.В. Соч. Т. 10. С. 324.. Немного раньше прозвучал его призыв “довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства”Сталин И.В. Соч. Т. 10. С. 133.. Комсомольцев, как в начале нэпа, все чаще критиковали за примиренческое отношение к религии, хотя критики они по-прежнему заслуживали, прежде всего, за неумелые выступления против религии, запугивание верующих, устройство диспутов силами неподготовленных комсомольцев. То, что все это имело место и в последние годы нэпа, подтверждают документы агитпроса ЦК ВЛКСМГА РФ. Ф. 5407. Оп. 1. Д. 12. Л. 43..
Комсомольцы хотели моментально изменить все миросозерцание отцов и дедов, не успев в достаточной мере сформировать свое собственное сознание. Критике были подвергнуты все церковные организации, все религиозные направления. На страницах комсомольских газет не оставлено было без внимания не только пьянство, разврат и драки между священнослужителями, но и причины раздоров, средства, с помощью которых наносились удары. Эта критика способствовала совершенствованию нравственного облика священнослужителя, но мирянами воспринималась положительно далеко не всегда. Общественное сознание было настроено против юнцов, поучавших старших, тем более священнослужителей. А случаи “напраслины”, клеветы приводили зачастую к тому, что любой выпад против служителей религиозного культа, даже справедливый, воспринимался как оговор.
Как сектанты рекрутируют себе сторонников, используя каноны той или иной мировой религии, но в непривычном, осовремененном звучании, так и комсомольцы привлекали к себе не только своим бунтарством, но и определенным традиционализмом. Как русское православное христианство со времен Киевской Руси вопреки желаниям иерархов церкви вобрало в себя некоторые языческие традиции, так и коммунистическая квазирелигия при всей жестокости борьбы с православием не могла не вобрать в себя хотя бы элементы вековых христианских традиций.
“Массовый атеизм” 1920-х годов во многом внедрялся по аналогии с христианизацией Руси, когда на местах языческих святилищ ставились христианские церкви, в языческие заговоры вселялись имена христианских святых, а языческие имена людей заменялись христианскими. Комсомольцы пытались заменить церкви избами-читальнями, христианские праздники – комсомольскими, церковные песнопения – “Интернационалом” и т.п. Имена, которые обычно давались при крещении, тоже заменялись новыми: Ким (в честь Коммунистического Интернационала Молодежи), Владлен (Владимир Ленин), Труд, Пролетарий, Сталина, даже Комсомолия… Вместо крестин устраивали октябрины. На место икон ставили “портреты вождей, на место креста, возглавляющего купол, пятиконечную звезду… Маркса изображают в виде Бога – отца на небесах с “Капиталом” в руках вместо скрижалей, а вместо архангелов летят красноармейцы с трубами”. В это время можно было увидеть и крест с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” и изображением серпа и молотаПравда. 1925. 25 янв.; ГА РФ. Ф. 5407. Оп. 1. Д. 17. Л. 198..
Религиозные черты видели в деятельности комсомола многие крестьяне. Симптоматична частушка, появившаяся в селе Раево Алгасовского района в период перехода к коллективизации. В местной комсомольской ячейке распространяли портреты Ленина, что и было отмечено народным творчеством:
Комсомольцы – лодыри
Своего Бога продали.
Стали денег набирать,
Себе трактор покупатьГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 13. Л. 3..
В общественном сознании крестьянства комсомольцы заполнили готовую нишу. Идеализированные представления комсомольцев о социализме как обществе всеобщего равенства и неограниченных возможностей для многих крестьян, особенно деревенской бедноты, оказались привлекательнее посулов священнослужителей райской жизни в загробном мире. Коммунистические идеологи обещали хорошую жизнь в ближайшем будущем и надежды на это в те годы нэпа, когда социально-экономическая ситуация улучшалась, все более укоренялись. В пользу коммунистов и комсомольцев работали пьянство и безделье, связанные с религиозными праздниками. Осуждая их, развертывая агрономическую пропаганду, передавая церковные здания школам и учреждениям культуры, коммунистические активисты в глазах значительной группы крестьян представали как своеобразные “новые протестанты”, осовременивающие веру в грядущее счастье. Характерно письмо крестьянина из села Грачька в газету “Тамбовский крестьянин”: “Отступят крестьяне от поповского пути, и пойдя по правильному пути, намеченному еще покойным вождем Владимиром Ильичем… они скоро переедут через культурный мост той счастливой жизни к той цветущей жизни, которая зацветет во всем мире красным цветом октября”ГАТО. Ф. Р – 1500. Оп. 1. Д. 66. Л. 198..
Чрезвычайные меры в сельском хозяйстве разочаровали крестьян в их вере в социализм. В мае 1928 года крестьянин села Озерок Юрловского района Козловского округа Т. Волков заявил: “После введения новой экономической политики крестьянство имело возможность сделать шаг вперед в сторону улучшения своего хозяйства, но этому ходу начинает противодействовать новая политика соввласти”ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 137. Л. 3.. Еще более ярко выразился в 1929 году крестьянин из села Осиновка Тамбовского округа И. Свиридов: “Мы уже на большевиков молиться стали, подумали, что и вправду десять лет назад все так плохо было из-за разных бандитов, а они на нас вновь как антихристы пошли”ГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 13. Л. 5.. Как в любой трудный момент российской истории, во время “великого перелома” усилилась религиозность крестьянства. Только теперь демонстрировать ее оно не смело..
В период хлебозаготовительного кризиса 1927 – 1928 годов активизировались попытки связать религию с контрреволюцией. И. В. Сталин в апреле 1928 года на собрании актива московской организации ВКП(б) обосновывал их так: “Мы предприняли вмешательство партии в заготовительную кампанию и удар по кулацко-спекулянтским элементам после ХV съезда нашей партии… Получилась в известной степени такая же комбинация (конечно, с соответствующими оговорками), какая имела место в 1921 году, когда партия во главе с Лениным, ввиду голода в стране, поставила вопрос об изъятии ценностей из церквей на предмет приобретения хлеба для голодающих районов… и когда попы, уцепившись за ценности, выступили на деле против голодающих масс и тем самым вызвали озлобление масс против церкви вообще… против попов и их руководителей в особенности… Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами”Сталин И.В. Соч. Т. 11. С. 49-50.. Конкретизируя идеи Сталина применительно к комсомолу, Н. Чаплин на V Всесоюзной конференции ВЛКСМ говорил: “Мы штурмовали небеса, проводили комсомольское рождество и комсомольскую пасху. Потом за этот штурм нам влетело и мы замолкли. Я думаю, что это говорит только о том, что мы “штурмовать” умеем, а работать изо дня в день не умеем. Поэтому фронт антирелигиозной пропаганды должен быть важнейшим участком нашей деятельности, ибо борьба сектантов и духовенства за влияние на молодежь является частью той общей борьбы за молодежь, которую ведут враждебные нам классы”Цит. по: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 308.. Первая областная комсомольская конференция ЦЧО более сухо, но по сущности также преподнесла эту мысль в своей резолюцииРешения 1-й Центрально-Черноземной
конференции ВЛКСМ. Воронеж,
1928. С. 8..
Антирелигиозная борьба была переведена в русло внутрипартийной борьбы, зачислялась в формы борьбы с правым уклоном, выдвигалась задача в первую очередь разоблачать контрреволюционную классовую роль религии. VIII съезд ВЛКСМ прямо требовал от комсомольцев “разоблачать духовенство как защитника интересов кулачества”Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 334.. Руководящие органы союза безбожников осуждали и “ультралевое анархическое фразерство”, под которым понималось упрощение антирелигиозной пропагандыВоинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 334.. На деле подобной болезнью страдали практически все местные организации ЦЧО как в комсомоле, так и в союзе безбожников, и в отличие от борьбы с правым уклоном борьба с “левизной” в деятельности первичных комсомольских организаций отсутствовала.
Одной из форм наступления на церковь вновь стала кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей. Но теперь, помня о былых массовых протестах, власти не устраивали показных глумлений над мощами.
Антирелигиозная пропаганда велась буквально по каждому удобному и неудобному поводу. Так, призывая участвовать в обороне СССР, Центральный Совет Союза безбожников подчеркивал: “Безбожники должны разъяснять массам, что война против СССР благословляется попами всех стран”ГАТО. Ф. Р – 1500. Оп. 1. Д. 48. Л. 162. .
С 1928 года решительное “открытое наступление на религию” начала “Комсомольская правда”. Она убеждала, что за спиной кулака стоят многие религиозные организации, которые увеличивают силы, идеологизируют кулака. Газета стала инициатором критики Союза безбожников, обвиняемого в примиренческом отношении к религии. Более дружелюбным было отношение к СВБ у руководства местных комсомольских организаций.
В декабре 1928 года секретарь обкома ВЛКСМ ЦЧО С. Андреев призвал добиться, чтобы везде, где есть комсомольские ячейки, были и ячейки Союза безбожников. Вновь “разумной организацией праздничного досуга”, якобы предотвращающей массовые пьянки, хулиганства, обычно связанные с Рождеством” назывались антирелигиозные карнавалыГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 31. Л. 8.. Антирождество праздновалось теперь целых две недели: от католического до православного. В избах – читальнях устраивались громкие читки антирелигиозной литературы, пение частушек, игры молодежи, хоровое пениеГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 4015. Л. 2..
В феврале 1929 года за подписью секретаря ЦК ВКП(б) Л. Кагановича в областной и окружные комитеты партии ЦЧО поступило письмо ЦК ВКП(б) “О мерах по усилению антирелигиозной работы”, в котором одной из причин торможения “процесса изживания религии” называлось недостаточное внимание к этой работе комсомольцев. Духовенство, активные рядовые верующие, органы церковного управления и религиозные организации зачислялись в разряд противников социализма, назывались “единственной легальной действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы”, им предъявлялись обвинения в мобилизации реакционных и малосознательных элементов в целях “контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии”Цит. по: Одинцов М.И. Государство и церковь. М., 1991. С. 33-34..
Призыв ЦК партии активизировать антирелигиозную работу был подхвачен советскими и комсомольскими органами. 8 апреля 1929 года Президиум ВЦИК принял постановление “О религиозных объединениях”, в котором законодательно закрепил, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей верующих, что следует запретить им какой-либо выход в общество. Профсоюз печатников принял постановление об отказе печатать в типографиях религиозную литературу. Руководством кооперации было дано указание на места о запрещении производства и продажи предметов религиозного культаСм.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 297..
В мае 1929 года состоялся ХIV Всероссийский съезд Советов РСФСР, где даже такие умеренные большевистские лидеры, как А. И. Рыков и А. В. Луначарский выступили с призывами резко усилить борьбу “с двумя главными… культурными врагами, со всевозможными церквами и религиями, в каких бы то ни было формах” (из выступления А. В. Луначарского)ХIV Всероссийский съезд Советов РСФСР. Бюллетень № 12. М., 1929. С. 24.. Именно на этом съезде из Конституции РСФСР было изъято положение о свободе религиозной пропаганды.
II Всесоюзный съезд безбожников в июле 1929 года переименовал организацию в Союз воинствующих безбожников. Это стало наиболее ярким внешним выражением перехода власти к более активным антирелигиозным действиям. “Обращение Второго Всесоюзного съезда воинствующих безбожников СССР ко всем трудящимся, ко всем рабочим, крестьянам и красноармейцам СССР” было проникнуто нетерпимостью к религии: “Для нас борьба на антирелигиозном фронте есть только один из видов классово-политической борьбы, которую ведет труд против капитала…”Антирелигиозник. 1929. № 7. С. 8.. Возраст вступающих в СВБ был понижен съездом до 14 лет. Создавались группы юных воинствующих безбожников, куда можно было вступить с 8 лет. (Это решение фактически лишь узаконило существующее положение. В Тамбовской губернии подобные группы существовали уже с 1927 года)”ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 4015. Л. 8..
ЦК ВЛКСМ и “Комсомольской правде” на съезде пришлось столкнуться с серьезной оппозицией “воинствующей линии”. Обострились личные отношения между наиболее радикально настроенными антирелигиозниками из ЦК ВЛКСМ и Председателем Центрального Совета СВБ Е. М. Ярославским, на страницах “Комсомольской правды” и “Безбожника” развернулась публичная полемика между ними. Но хотя формальную победу одержали “умеренные”, а ЦК ВЛКСМ отмежевался от выступлений радикалов, “воинственность” антирелигиозной работы и ВЛКСМ, и СВБ не ослабла. Дискуссия лишь показала желание обеих организаций быть передовиком борьбы с религией, “законодателем моды” в ней.
Рассмотрев сообщение о съезде СВБ, 9 июля 1929 года бюро ЦК ВЛКСМ выступило с очередным призывом усилить антирелигиозную работуГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1.
Д. 64. Л. 113.. Е. М. Ярославский же еще долго из речи в речь говорил о слабости антирелигиозной работы комсомола и “Комсомольской правды”.
После съезда “добровольно-принудительные вербовки” в СВБ стали обычными. “Не должно быть ни одного предприятия, ни одного совхоза, колхоза и части Красной Армии без ячейки Союза воинствующих безбожников, не должно быть ни одной школы без такой ячейки, не должно быть ни одного пионерского отряда без детской группы безбожников”, – потребовал II съезд СВББезбожник. 1929. 29 сентября.. В то время, когда религиозные организации приравнивались к контрреволюционным, люди, не связавшие себя с безбожным движением, вполне могли попасть в разряд “религиозных примиренцев”, а они в свою очередь назывались приверженцами “правого оппортунизма”. Неслучайно на рубеже 1920 – 1930-х годов так быстро росли ряды безбожников ЦЧО: количество ячеек СВБ увеличилось в 1928-1930 гг. с 536 до 2 200, членов СВБ – с 12 800 до 130 000Материалы к отчету обкома ВКП(б) на II-й
областной партийной конференции. Воронеж 1930. С. 185.. Всего весной 1930 года в стране насчитывалось около 2 миллионов членов СВБ, т.е. каждый пятнадцатый безбожник жил в ЦЧОПодсчитано по: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 345.. Около 1/5 безбожников ЦЧО составляли комсомольцыПодсчитано по: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 350.. Кроме того, к весне 1930 года в области насчитывались 8282 группы юных безбожников. В них состояли 165423 учащихся 8 – 14 лет (каждый пятый школьник)Подсчитано по: Воинствующее безбожие в СССР
за 15 лет… С. 350..
Активно внедрялась новая форма марксистского образования — так называемая “безбожная учеба”. С конца 1928 года до начала 1930 года сеть безбожных кружков в области выросла со 150 до 1000, сеть постоянно действующих семинаров – с 18 до 36. Повсюду действовали окружные, районные и городские курсы активистов безбожного движения. Только в марте 1929 года по области было распространено 13200 экземпляров антирелигиозной печатной продукцииМатериалы к отчету обкома ВКП(б) ЦЧО на II-й областной партийной конференции. С. 185.. В пропагандистских материалах, как правило, утверждалось, что “религиозники” организуют антисоветские выступления масс, оказывают “давление” на низовые местные органы при перевыборах в советы, создают подпольные контрреволюционные организации, распространяют антисоветские листовки, поддерживают движение за постройку новых церквей, являются противниками учебы комсомольцев, оздоровления их быта. Фактическое обоснование этого или отсутствовало, или единичные примеры деятельности конкретных священников подавались как сущностные для религии или более того – как организованное сопротивление. Законные протесты верующих против закрытия церквей, просьбы о проведении религиозных шествий расценивались как антисоветская деятельность.
При переходе к сплошной коллективизации в стране очень широко рекламировался опыт “безбожных” коллективных хозяйств в ЦЧО. В области были созданы две “безбожные” МТС. Никакая пропагандистская акция не работала так против религии, как трудовые успехи комсомольцев и других неверующих членов этих коллективов. Особенно повышался авторитет безбожников, когда их трудовые успехи соседствовали с невежеством верующих. Например, когда в колхозе “Муравей” района организация кроликоведческой фермы встретила сопротивление со стороны сектантов: “Разводить этого зверя грешно, он вроде кошки”Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет… С. 212..
На положительный имидж антирелигиозного движения сработало требование II съезда СВБ, заявившего, что “безбожник не может быть плохим рабочим у станка, лодырем, прогульщиком”, и последовавшее через несколько месяцев выдвижение задачи охватить всех безбожников ударничествомВоинствующее безбожие в СССР
за 15 лет… С. 180.
Впервые в конце 1920-х годов составной частью антирелигиозной работы комсомола стала антисектанская пропаганда, что было вызвано оживлением сектантского движения. В 1930 году в ЦЧО было зарегистрировано 50 тысяч последователей 35 религиозных сектМатериалы к отчету обкома ВКП(б) ЦЧО на II-й
областной партийной конференции. С. 184.. В 1928 году только в Тамбовском округе ЦЧО в различных религиозных сектах состояли около тысячи юношей и девушекГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 13. Л. 3 об.. Широко распространялись агитационные материалы сектантов. Особенно популярны были секты, имевшие местные отделы молодежи: адвентисты, баптисты, евангелисты. Сектанты привлекали девушек опрятной одеждой, трезвостью, вежливостью. Парни руководствовались и сугубо прагматическими целями: члены некоторых сект освобождались от воинской обязанности. Видимо, “сработали” пропаганда против традиционных религий и несогласие с порядками повседневной жизни в советском обществе. Молодежь устремилась к “третьей силе”, не связанной догматами православных и коммунистических канонов.
Примечательно, что как комсомольцы употребляли модифицированные религиозные символы и постулаты, так и сектанты использовали коммунистическую атрибутику, исполняя, например, религиозные песнопения на мотив “Интернационала”. В сознании советских людей многих поколений прочно засел призыв “Учиться, учиться и учиться”, ассоциируясь с речью Ленина на III съезде РКСМ. Коммунистический вождь призывал “учиться коммунизму”. Сектанты же, выдвигая тот же лозунг, утверждали, что приобретение духовных, научных и практических знаний необходимо для утверждения “истинно — христианской деятельной любви, честности, правдивости, чистоты и трезвости”, в отличие от комсомола, отвергающего верующих из своих рядов, их оппоненты считали, что “сектантская молодежь должна создавать не только свои собственные организации, но также принимать самое деятельное участие во всех местных общественно-политических организациях”ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 3890. Л. 55-56..
Вдохновителям борьбы с сектантством во главе с Е. М. Ярославским, кстати, пришлось искать оправдания проявлениям симпатий большевиками сектантам в начале века, объяснять, что тогда сектанты были составной частью оппозиции общему врагу – царизму. Критика же сектантов комсомольцами строилась по схеме: умного они ничего сказать не могут, являются отпетыми классовыми врагами, их необходимо выявлять и изолировать от общества. Больше всего руководство комсомола возмущало использование сектантами тех же форм и методов работы, что были на вооружении комсомольцев. Под гневным заголовком “Сектанты опутывают молодежь” 12 мая 1929 года газета “Коммуна” рассказывала отнюдь не о какой-то “нелегальщине”, а об организации молодежных струнных оркестров, о покупке музыкальных инструментов и организации вечеров отдыха сектой адвентистов. Упрощенность подходов к критике сектантского движения на местах приводила к обратным результатам. Надуманные обвинения превращались в общественном сознании в заслуги сектантов. В связи с этим партийные органы вынуждены были запретить печатание каких-либо материалов по сектантству местными пропагандистамиГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 3587. Л. 14..
Борьбой с религией, а не только “экономической целесообразностью” была обусловлена замена недель на так называемую “непрерывку”. Оставались только числа месяца. Представляется неслучайным, что “Комсомольская правда” 13 декабря 1929 года от имени “рабочего Верещагина” вещала: “Непрерывка – наш первый долг… С ней мы и попов путаем. Когда им теперь звонить – в воскресенье, нет ли? Большая тут благодарность советскому правительству”. Возглавлявший Союз воинствующих безбожников Е.М. Ярославский в статье с красноречивым названием “Переход к наступлению” ставил переход к непрерывке в один ряд с изменениями в Конституции, как важнейшие “предпосылки для вытеснения религиозной идеологии”Ярославский Е. Переход к наступлению
// Антирелигиозник. 1929. № 10. С. 6..
Православное рождество 1929 года было объявлено комсомольской печатью “Днем индустриализации”, вновь прошли “комсомольские карнавалы – похороны религии”.
Кстати с рождественским праздником стали бороться с первых лет советской власти. Рождественской елке предписывалось стать новогодней. Исчезла рождественская открытка. На организуемые в школах, клубах и театрах елочные праздники стали приглашать детей рабочих, городской и деревенской бедноты. Вместо песенок о Рождестве у елки исполняли революционные песни. На елки водружали красные пятиконечные звезды, гирлянды красных флажков. А такие украшения, как ангелы, младенцы в колыбели и даже бумажные цепочки, расцененные как символы рабства, запрещались. Но все же и в 20-е годы елку воспринимали больше в связи с Рождеством, а не с Новым годом. Поэтому власть в конце концов и пришла к выводу о необходимости запрета елки. Запрет обосновывался не только религиозностью традиции, но и заботой о сохранении леса. Перестали производить и продавать игрушки. В комсомоле надзор за соблюдением запрета подавался как проявление политической бдительности.
Однако, в 1929 году елки еще не удалось “выселить” даже из квартир многих ответственных партийных и комсомольских работников. В печатном органе обкома ВКП(б) Центрально – Черноземной области “Ленинский путь” в феврале 1929 года была опубликована редакционная статья “Религия в быту коммунистов и комсомольцев”: “Наши елочные герои оправдываются ссылкой на то, что Ленин устраивал елки детям и они хотели сделать радость детям. Надо помнить, что “всякому овощу свое время” и, что было терпимо в начале Советской власти, совершенно недопустимо на 12-м году Октябрьской революции. Почему же елкой предоставлять радость детям обязательно на рождество, когда елка носит характер религиозных обрядов, а почему елок не устраивать в дни Октябрьской революции, Парижской коммуны или падения самодержавия? Если так вкусны куличи, почему их не делать не к дням религиозных праздников, и почему их изготавливать такой формы, какой их делают верующие? Разве нельзя просто сделать сдобный хлеб? И зачем красить яйца?”Ленинский путь. Воронеж, 1929. №2. С. 31..
Задачам комсомола в области антирелигиозной пропаганды в 1929 году было посвящено специальное областное агитационно-пропагандистское совещание комсомольского актива ЦЧО. Подчеркивалось, что во время религиозных праздников необходимо для отвлечения масс проводить свои мероприятия. Ставились так же задачи “разоблачать лицемерие сектантов церковников в области морали и нравственности и разъяснять классовый характер морали и нравственности”, разъяснять детям и молодежи, “как библия учит воспитывать детей кнутом и палкой и вредность патриархальной власти родителей над детьми”, разоблачать “враждебность церковников и сектантов по отношению к физкультуре и пропаганду культа грязного тела церковников”ГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1.
Д. 64. Л. 113.. Антирелигиозные кружки были созданы во всех техникумах и школах повышенного типа, при 40% школ первой ступени. В части педагогических и медицинских техникумов и в старших классах школ вводились специальные курсы антирелигиозной пропагандыМатериалы к отчету обкома ВКП(б) ЦЧО
на II-й областной партийной конференции. С. 186.. Комсомольцы и другие “безбожники” устроили даже социалистическое соревнование в борьбе с религией. Так, Тамбовский окружной совет Союза безбожников, принимая вызов Воронежского совета и вызывая в свою очередь на соревнование Козловский окружной совет, обязывался в течение 1930 года утроить численность членов Союза безбожников с 3000 до 9000, а число ячеек удвоить (до 120), вовлекая в школьные ячейки родителей учащихся. Планировалось также создать силами Союза безбожников не менее одного колхоза, который должен был стать опытно-показательным (“без бога, но с агрономом”), поставить в нем систематическую антирелигиозную работу. Созидательные усилия можно разглядеть в обязательстве провести воскресники по вспашке зяби и по засеву ярового клина в хозяйствах крестьян-безбожников, оказать помощь беднякам-крестьянамГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 67. Л. 31 – 33..
С конца 1920-х годов широко практиковались чистки среди партийных, советских, комсомольских, административных работников. Одним из мотивов попадания под чистку служила и религиозность комсомольцев, соблюдение ими религиозных обрядов.
