ОЧЕРК 4. Бои на фронте повседневности

Вернуться к содержанию

Одной из программных целей для комсомола было участие “в творчестве новых форм жизни”Товарищ комсомол. М., 1969. Т. 1. С. 10.. Осуществлялась она с помощью силовой атаки на так называемые “пережитки прошлого”. В комсомоле ярко проявились стремления немедленно изменить складывающийся веками образ жизни. Господствовало убеждение, что новое надо строить на полностью очищенном от старого. На мотив “Смело, товарищи, в ногу” комсомольцы пели:

Сзади немало  обломков
Жизни, пугавшей отцов,
Миру мы крикнули громко:
“Свергнем твоих всех богов”ГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 401. Л. 12..

Неприятие молодежью “пережитков прошлого” – отнюдь не порождение комсомола. Изучение автобиографий юношей и девушек середины 1920-х годов показало: 81,6% юношей и 88,5% девушек заявили о своём стремлении к самостоятельности, в протесте против взрослых признавались 14,4% юношей и 45% девушекРубинштейн М. М. Юность по дневникам
и автобиографическим записям. М., 1928. С. 85.
.

Как отмечал ещё в 1926 году М. М. Рубинштейн, юность инстинктивно тянется к будущему, равняется на него, стремится сохранить “незаслонённые перспективы”, в то время как устоявшаяся среда стремится подчинить её своей культуре. Отсюда – антогонизм, борьба “детей” против “отцов” – старших в семье, педагогов в школеРубинштейн М. М. Психология, педагогика,
и гигиена юности. М., 1926. С. 151, 152.
. Но именно комсомол усилил социально-культурное бунтарство молодёжи. Комсомол сформировал представление о постыдности самого знания ценностных идеалов прошлого, стимулируя радикализм и перманентное расширение сферы борьбы с “пережитками прошлого”.

Пережитком считали даже то, что комсомолец “по-дореволюционному” стеснялся сказать “стакан воняет”, в данном факте видели презрение ко всему простому и убеждали, что “вещи надобно называть своими именами”, что только дворяне, воспитанные на руках гувернанток, считавшие приличным говорить лишь на французском языке, питавшие ненависть ко всему простому, чисто русскому, могли создать такую моральЦДНИВО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 175. Л. 64..

Но одновременно осуждались и чуть ли не все русские обычаи. “Комсомольская правда” писала: “До сих пор из провинции приходят анекдоты о партийцах, наслаждающихся канарейкой и шипящим самоваром, этими непременными атрибутами мещанского счастья”Комсомольская правда. 1925. 1 декабря.. Гармошку Д. Бедный рифмовал с “пьяным Тимошкой”Комсомольская правда. 1926. 26 декабря.. Русские романсы получили название “музыкальной самогонки”Комсомольская правда. 1928. 25 декабря..

Методы ликвидации “пережитков” выбирались разнообразные: от репрессивных до наивно-комических. Общегородское собрание Козлова в феврале 1922 года постановило пороть тех, кто использует в своём лексиконе нецензурные выраженияГАСПИТО. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 90. Л. 10.. Комсомольцы Кирсанова постановили “прекратить грызение семечек и курение, изжить привычку рабства – сквернословие, ввести обращение на ты”ГАСПИТО. Ф. 565. Оп. 1. Д. 164. Л. 1..

“Несуразным кривляньем”, приносящим моральное развращение, назывались танцы.  На политзанятиях можно было услышать доклад на тему “Танцы – опиум для народа и наследие проклятого прошлого, подрыв рабочее-крестьянского быта”. А “Комсомольская правда” народную кадриль называла придворным танцемКомсомольская правда. 1926. 24 декабря..

Даже сторонники умеренной линии в борьбе с “пережитками прошлого” отмечали, что рано или поздно с танцами придётся расстаться. Типична резолюция общего собрания комсомольцев г. Кирсанова 20 января 1924 года , где обосновывался запрет танцев для комсомольцев: “Танцы имеют скверные стороны. Они непластичны, в них нет спортизации. Это просто несуразное кривляние. Кроме того, танцы приносят моральное развращение ребятам и девушкам. Взгляд ребят на девушек зачастую таков, что девушка есть человек, удовлетворяющий потребности другого человека. По нашему должно быть, что девушка есть наш товарищ по работе, по борьбе за права трудящихся. Предложить девушкам бросить завиваться, пудриться и т.д., а больше товарищеского общения между ребятами и девушками“. На том же собрании было зафиксировано исключение из комсомола за танцыГАСПИТО. Ф. 565. Оп. 1. Д. 164. Л. 1..

Только после того, как XIV съезд ВКП(б) в интересах привлечения молодежи в комсомол признал за комсомолом право на “минимум развлечений”КПСС в резолюциях… Т. 3. С. 463., танцы стали допускаться на комсомольские мероприятия. Но многие комсомольские активисты по-прежнему относились к танцам негативно. Главная вина танцев для них была в их дореволюционном происхождении и аполитизме. Ценными комсомольцы признавали те развлечения, которые можно было модернизировать, приспособить для коммунистической пропаганды. Сельские посиделки и вечеринки совмещали с лекциями и читкамиГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 658. Л. 171.. Даже перед комсомольскими свадьбами ставили политические цели.

Комсомол стремился, чтобы сельская молодежь вкладывала только новое, советское содержание в частушки. Комсомольские поэты специально сочиняли частушки, объявляемые народными, их печатали молодёжные газеты, губернские и уездные комитеты рассылали их тексты в сельские ячейки вместе с циркулярами.

Частушки, касавшиеся задач переустройства быта, как правило, имели характер поучений, напоминаний о необходимости образцового поведения комсомольцев:

Комсомольцу курить
Очень непростительно.
На него будут смотреть
Очень подозрительно.

В своих частушках комсомольцы подчёркивали уважение как к своей организации (“Без тебя нам, комсомол,  лишь  одно  страдание”), так и к партии-наставнице (“Нашей партией великой наше счастье  ковано”).  Особую  гордость  вызывало  участие  в   государственных делах:

Раньше только я и знала,
Что у печки с помелом,
А теперь я в сельсовете
Управляю всем селом.

Молодые крестьяне продолжали петь и неофициозные частушки, подчас очень неугодные властям. В них они допускали нелицеприятные для властей сравнения советской действительности с дореволюционным прошлым (“Хоть бы худенький царёк – пили б с сахаром чаёк”), давали комсомольцам и коммунистам обидные прозвища (“черти”, “дьяволы”, “болтуны”), крайне негативно оценивали их деятельность (“Выходили на дорогу – спекулянтов грабили”; “Через вас… люди стали страшные”; “У тебя, у комсомольца, изба развалённая”; “Стонет русский весь народ”). Чувствовалось неприятие и осуждение насаждаемых комсомольцами обычаев:

Ах, какие пошли нравы –
В церкви не венчаться,
За столом одним пером
Только расписаться.

Впрочем,   это – исключения  из  правила.  Народные  частушки, игры, обычаи были в большинстве своём неполитизированными. Комсомольцы же в своём творчестве практически игнорировали общечеловеческие ценности. Их место занимали новые понятия:  любовь к партии, вера  в коммунизм, классовая ненависть и т.п. Невозможно в юношеском возрасте игнорировать тему любви. Но и тут чувствовалась идеологизация:

Наше поле с вашим рядом,
Ваше каменистее,
Ваши девки – коммунистки,
Наши коммунистее.

Мамаша родная,
Купи мне кумачу.
С комсомольцами гулять буду,
С богачём не хочу.

За то Мишу полюбила,
Что он умный паренёк,
Книжки Ленина читает,
Ходит в красный уголокГАСПИТО. Ф.1205. Оп. 1. Д. 1294. Л. 32. Д. 401. Л. 4. Д. 412. Л. 13 об;
Литературный Тамбов. 1991. №3; Комсомолец. Курск, 1923. 6 мая, 22 декабря;
Большаков А. М. Советская деревня за 1917-1924 гг. Л., 1924. С. 131;
Безгин В. Б. “Если Троцкий не возьмёт, выйду замуж за Чичерина”
//Комсомольское знамя. 1991. 16 августа.
.

В 1922-1923 годах Тамбовский губком РКСМ пропагандировал игру под названием “Ленин”. Все играющие становились вкруг, брали друг друга за руки, один ходил по кругу. Все вместе пели:

Ходит он, ходит с целью одной,
Ищет по стране по родной
Врагов власти трудовой,
Врагов власти трудовой.

Поочерёдно ведущий выхватывал из круга “толстого буржуя-туполобого обалдуя”, “длинногривого попа – кровососного клопа”, “деревенского кулака – мирового паука” и т.д. Пропев про каждого ругательный куплет, играющие назначали нового “вождя”– ведущегоГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 262. Л. 78-79..
Не менее показательна ”Комсомольская песня”, припев которой гласил:

Смело к труду пойдём,
Творить советы,
И здорово побьём,
Кто не за это.
Был там и призыв наращивать усилия:
В военное время
Как львы, мы дрались,
Теперь же, при нэпе,
Крепче держись.
Была и радость свершившихся побед:
Вперёд, комсомольцы,
На штурм капитала.
Врагов у нас многих
Теперь уж не сталоГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 401. Л. 2..

Принципы общечеловеческой морали придавались поруганию, а классовая мораль часто понималась как бесконечное жертвоприношение молоху революции. На Тамбовской губернской конференции РКСМ в 1924 году на призыв представительницы губсобеса Яковлевой пожертвовать жизнью в борьбе за революцию, “как наши мужья”, комсомольцы ответили бурей аплодисментовГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 823. Л. 73.. Продолжали звучать песни гражданской войны:

Спешите стройными рядами
В последний и кровавый бой.
Погибнем с нашими отцами,
Иль завоюем мир инойО. Скар (О.Рывкин). Интернационал молодёжи
// Песни Красной молодёжи. Тамбов, 1920. С. 9.
.

Коммунисты и комсомольцы, сформировавшие мировоззрение в период военного коммунизма, как бы по эстафете передавали свой взгляд на жизнь: “Только после полной победы над всеми оставшимися гадами мы можем спокойно начать наше мирное строительство”.

Многие комсомольцы жили с тоской по временам гражданской войны и потому, что там было просто и понятно: приказ – исполнение. “Теперь больше чем когда-либо нам нужны администраторы, беззаветные бойцы за новую жизнь”, – говорил на первом съезде РКСМ делегат из Тамбовской губернии Матвей АршПервый съезд РКСМ. С.22; Арш М.И.-член ЦК РКСМ, избранного I съездом.
Впоследствии политработник в Ленинграде. Репрессирован.
. Среди деревенских коммунистов и комсомольцев можно было услышать такие восклицания: “Эх, кабы на один денёк дали бы нам 18-й год. Мы бы показали им нэп”ЦДНИВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16. Л. 81..

Находясь с детских лет фактически на военном положении, живя приказами, комсомольцы, не имея достаточного жизненного опыта и образования, были по существу лишены возможности развивать самостоятельность мышления. В результате авторитарного образа жизни человек не обретает многого, чему мог бы научиться: в профессии, быту, общении. Нехватка культуры – это  дефицит  умений. Вот и приходится компенсировать его избытком самолюбия, самомнения, чванства, поисками “объективных причин” и всевозможных врагов.

Сознательно использовали механизм “образа врага” партийные “верхи”. Этим закрывались истинные причины трудностей реальной жизни. Даже Н. И. Бухарин, весьма нестандартно мыслящий человек, в докладе на VIII съезде ВЛКСМ в мае 1928 года, говоря в большинстве случаев об инакомыслии, 31 раз использовал слово “враг”Подсчитано по: Бухарин Н.И. Текущие задачи комсомола
//Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 295-335.
.

Считалось, что комсомолец сам может разглядеть “пережиток прошлого” и обязан тут же его устранить. В Кирсановском клубе имени Томского комсомольские активисты во время клубных мероприятий брили и стригли участников вопреки их воле, что сами себе разрешили постановлением уездной комсомольской конференцииГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 1439. Л. 6-7.. Тамбовский губком комсомола, считая капитализм и частичное возвращение к нему в годы нэпа виновными в распространении проституции, организовал Союз проституток, внутри которого вёл воспитательную работу путём усиления агитации и предоставления вне очереди работы. Распространение проституции это, конечно, не уменьшило. Впрочем, в 1923 году, когда предпринимались данные меры, главное тамбовские комсомольцы всё же видели в создании отрицательного взгляда на проституцию как на народное злоГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 269. Л. 240-241.. В августе 1928 года на Тамбовской окружной комсомольской конференции предлагались только радикальные меры. Там вроде бы и назывались объективные причины роста проституции (рост безработицы, разорение крестьянства, низкие заработки на производстве), но бороться с проституцией решили лишь административными методами по изгнанию проституток из городаГАСПИТО. Ф. 1214. Оп. 1. Д. 4. Л. 50.. Таким образом, даже в борьбе с тем, что признавалось злом отнюдь не только коммунистической моралью, комсомольцам вредил максимализм.

Вмешательство комсомола распространялось на чисто личные проблемы. Комсомольские организации брали на себя право называть ребёнка, родившегося в комсомольской семье. Перед комсомольцами ставились задачи перевоспитания членов своей семьи. Что касается формирования новой семьи, то её коммунистические идеологи предписывали строить из “сознательного материала”. Так, Е.М. Ярославский ставил перед комсомольцами, вступающими в брак, задачу “убедить любимого человека, любимую женщину, девушку строить семью без попа”. Тут же он сам задавал вопрос и отвечал на него: “Ну а если не выходит, что же делать? Лучше не жениться на этой девушке, на этой женщине. Если бы все коммунисты и комсомольцы проявили в этом твёрдость, то это дело было бы гораздо легче”Ярославский Е.Ленин, коммунизм, религия. М., 1933. С. 253..

На собраниях решались вопросы о разрешении членам союза вступить в брак. В основу семьи предписывалось закладывать “идеологическую любовь”. Некоторыми комсомольцами именно из трудностей в обеспечении комсомольцев невестами выводилась проблема “одевичивания” комсомола (борьба за рост доли девушек в союзеГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 395. Л. 324.). Зачастую комсомольцы рассуждали: “Если комсомолец не нашёл себе невесты в своей ячейке или в деревне, то он должен обязательно просить уком, который ему и пришлёт жену”Бюллетень IV Всесоюзной конференции РЛКСМ. № 5. М., 1925. С. 5.. Доходило до того, что женившихся на беспартийных исключали из комсомолаБюллетень IV Всесоюзной конференции
РЛКСМ. № 5. М., 1925. С. 5.
. А.А. Сольц на одной из встреч с молодыми коммунистами говорил: “Сближение с членом враждебного нам лагеря, когда мы являемся господствующим классом, – это должно встречать такое общественное осуждение, что человек должен 30 раз подумать, прежде чем решиться взять жену из чужого класса”Комсомольский быт. М.-Л., 1927. С. 66..