ОЧЕРК 3. Взаимоотношения партии и комсомола: теория и реальность

Вернуться к содержанию

Понимая важность влияния на молодежь, руководство большевистской партии, лично В.И. Ленин еще до образования РКСМ рассматривали вопрос о функциях союзов молодежи. В статье «Интернационал молодежи» (декабрь 1916 г.) Ленин подчеркивал, что нужны молодежные организации, которые «открыто заявляют, что они еще учатся, что их основное дело – готовить работников социалистических партийЛенин В.И. Полн.собр.соч.
Т. 30. С. 226.
». Было введено и понятие организационной самостоятельности молодежных союзов: «За организационную самостоятельность союза молодежи мы должны стоять безусловно и не только вследствие того, что этой самостоятельности боятся оппортунисты, а и по существу дела. Ибо без полной самостоятельности молодежь не сможет ни выработать из себя хороших специалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм впередЛенин В.И. Полн.собр.соч.
Т. 30. С. 226.
». Уже тогда это утверждение содержало противоречие: с одной стороны — молодежные союзы должны быть самостоятельными, а с другой — обязаны готовить кадры для других организаций, быть «подготовительным классом» партии.

В резолюции VI съезда партии «О союзах молодежи» понятие организационной самостоятельности соседствовало с принципом идейной связи союзов молодежи с партией. Съезд считал возможным и необходимым «вмешательство партии» в «организационное строительство» союзов молодежи, избегая, однако, мелочной опеки над молодежьюКПСС в резолюциях …
Т. 1. С. 591-592.
.

На I съезде РКСМ союз провозглашался независимой организацией, равным партнером с партией, «солидарным» с нейI съезд РКСМ:
Протоколы. 29 октября —
4 ноября 1918 г.
М., 1990. С. 10.
. Но эта формулировка отрицалась решением финансового вопроса. В Устав союза было включено положение о субсидировании союза государствомI съезд РКСМ: Протоколы. 29 октября — 4 ноября
1918 г. М., 1990. С. 109.
. А в совместном указании ЦК РКП(б) и ЦК РКСМ от 8 августа 1919 года «О взаимоотношениях Российского Коммунистического Союза Молодежи и Российской Коммунистической партии большевиков» РКСМ прямо назван организацией автономной, имеющей свой устав и работающей под контролем партииВ.И.Ленин. КПСС о партийном
руководстве комсомолом. М.,
1982. Часть 1. С. 173.
.

Отвечая на вопросы делегатов III съезда РКСМ, В.И. Ленин подчеркнул, что «Союз коммунистической молодежи должен руководствоваться общими директивами коммунистической партии, если действительно хочет быть коммунистическимВопросы истории КПСС.
1988. № 10. С. 12-13.
». В программе РКСМ было записано: «РКСМ признает программу и тактику РКП и, обсуждая общие вопросы жизни советской республики, подчиняется ее политическим директивам и, работая под ее контролем, является организацией автономнойТретий Всероссийский съезд РКСМ,
2-10 окт. 1920 г.: Стеногр. отчет.
М.-Л., 1926. С. 308.
». Чуть раньше, 18 сентября 1920 года, в циркулярном письме губкомам и укомам ЦК РКП(б) подчеркивал: «Российский Союз Коммунистической Молодежи с самого начала его возникновения явился и является подсобной РКП организацией, школой коммунизма, в которой наша пролетарская и полупролетарская молодежь воспитывается в коммунистическом духе, приобретает навыки революционно-организационной работы и этим самым подготавливается для пополнения кадров борцов за социалистический стройРГАСПИ. Ф. М-6. Оп. 3. Д. 25. Л. 118.».

На Х съезде партии позиция руководства была высказана в докладе об организационной деятельности Центрального Комитета, с которым выступил его секретарь Н. Крестинский: «Главная работа союза молодежи – это работа по политическому просвещению молодежи и по подготовке новых партийных работников». Он указывал, что эта «работа является уже известной частью нашей партийной работы». Самостоятельность союза видели в том, что «он не входит в состав нашей партии, не является отделом ЦКДесятый съезд Российской Коммунистической партии,
8-16 марта 1921 г.: Стеногр. отчет. М., 1921. С. 31.
».

Среди мер, направленных на «установление тесной связи и совместной работы партии с РКСМ и вовлечение последнего в партийную работу», были: принятие в комсомол всех членов РКП(б) до 20 лет; введение института партпредставителей в комитетах РКСМ; обмен активными работниками между партией и союзом; содействие со стороны партийных комитетов политическому просвещению комсомольцев и вовлечение молодежи в советское и хозяйственное строительство; привлечение членов РКСМ на открытые общие собрания партийных организаций и представительство РКСМ с совещательным голосом на делегатских собраниях, конференциях и съездахКПСС в резолюциях… Т. 2. С. 334..

В начале 1921 года большинство уездных и первичных партийных организаций относились к комсомолу равнодушно. На Х съезде РКП(б) отмечалось, что «в союзе молодежи наши взрослые товарищи работы не ведутДесятый съезд Российской
Коммунистической партии. С.89.
». Во многих партийных организациях отсутствовала связь с комсомольскими ячейками. «Повсеместно установлено отсутствие контактной работы ячеек РКСМ с РКП. Существовали ячейки в одном селе, но друг друга не знали», – констатировал Тамбовский губком РКСМГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 230. Л. 263 об.. В письме губкома партии Усманскому укому РКП(б) отмечалось, что партийцы «плохо относятся к организациям РКСМ на местах, не принимая никакого участия в их работе и только вмешательством в мелкую техническую работу вносят разложение в общую работу союзных организацийГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 132. Л. 8.».

После Х съезда губкомы партии начали предпринимать усилия для установления не только более тесных контактов с комсомолом, но и контроля над ним. В июне 1921 года Тамбовский губком РКП(б) заслушал доклад губкома комсомола. Отметив слабость контакта между губернскими комитетами, губком партии в приказном порядке потребовал от губкома РКСМ в трехдневный срок составить план работы на месяц и представить его на утверждение партийного комитетаГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 132. Л. 1.. В партийной печати стали появляться статьи о значении партийного влияния на комсомол. В Тамбове прошла партийная конференция, на которой был заслушан доклад о работе организаций РКСМГАКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 152. Л. 33;
ЦДНИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 135. Л. 8.
. В октябре ЦК РКП(б), объявив третью годовщину создания РКСМ днем внимания партии к его организациям, предложил на очередных собраниях партячеек поставить вопрос о роли союза в укреплении РКП(б) и его ближайших задачахИзвестия ЦК РКП(б). 1921. № 3. С. 11.. В Тамбовской губернии был издан совместный циркуляр губкомов партии и комсомола «О сближении РКП(б) и РКСМГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 135. Л. 8.».

Стали созываться совместные совещания секретарей ячеек партии и комсомола. Комитеты РКП(б) и РКСМ информировали друг друга об издаваемых инструкциях и циркулярах. Комсомольцы стали активнее привлекаться к участию в партсобраниях. Формировалось взаимное представительство партийных и комсомольских организаций в их комитетах. Представители партии в комитетах комсомола считались ответственными за проведение партийной линии в союзе, информирование молодежи о задачах партии и ее практической работе. При этом, как правило, представителями в РКСМ назначались секретари партийных организаций, их отчеты заслушивались на партсобраниях так же, как и отчеты представителей комитетов комсомола в партийных организациях. Комсомольские представители (обычно это секретари комсомольских организаций) тоже отвечали за проведение в комсомоле политики партии.

В продолжение линии на ликвидацию автономии комсомола IV съезд РКСМ (сентябрь 1921 года) провозгласил, что союз «целиком признает программу и тактику РКП. Обсуждая общие вопросы работы соввласти и партии в целях политического воспитания своих членов и включения их в политическую жизнь, РКСМ подчиняется ее политическим директивам и контролю. ЦК РКСМ непосредственно подчиняется ЦК РКПТоварищ комсомол. Т. 1. С. 70.». Объяснялось это общими задачами классовой борьбы, в которой «объединяющим и руководящим центром может быть только политическая партияТоварищ комсомол. Т. 1. С. 69-70.». Под автономией же понималось наличие выбираемых самим союзом руководящих органов, которые самостоятельно определяли методы агитационно-пропагандистской и организационной работы, а также формы участия молодежи в социалистическом строительстве. На IV съезде было принято «Положение о взаимоотношениях РКП и РКСМ», в котором говорилось: «Комитеты РКСМ финансируют всю организационную и политическую работу РКСМ. Финансовые и хозяйственные аппараты комитетов РКСМ упраздняются и передаются соответствующим комитетам РКПIV съезд РКСМ, 21-28 сентября 1921 г.:
Стеногр. отчет. М.,1925. С.349.
». Укрепление партийного руководства рассматривалось, как гарантия успеха в деятельности комсомола.

В начале 1922 года прошла Неделя сближения РКП(б) и РКСМ, представлявшая из себя череду ежедневных совместных партийно-комсо-мольских собранийГАОПИВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 395.
Л. 30; ГАСПИТО. Ф. 840.
Оп. 1. Д. 1326. Л. 12.
. Анализ протоколов партийно-комсомольских собраний показывает, что их решения ограничивались принятием доклада к сведению или констатацией слабости партийного влияния на комсомольские ячейкиГАСПИТО. Ф.837. Оп. 1. Д. 770..

XI съезд партии (март-апрель 1922 года) признал, что взаимоотношения РКП(б) и РКСМ на местах «далеко еще недостаточно упрочены, несмотря на проведение так называемой недели сближения партии с союзомОдиннадцатый съезд РКП(б).
Март-апр. 1922 г.: Стеногр. отчет.
М., 1968. С. 58.
». В резолюции съезда комсомол определялся как «массовая организация коммунистического воспитания», которая «служит для партии мощным орудием коммунистического воздействия и влияния на широкие слои рабочей и крестьянской молодежиОдиннадцатый съезд РКП(б).
Март-апр. 1922 г.: Стеногр. отчет.
М., 1968. С. 512.
». В резолюции уже не было упоминаний об организационной самостоятельности союза. Отказ от этого принципа комсомольского строительства, как и процессы, характерные для всей политической системы, объяснил на съезде представитель Центральной контрольной комиссии А.А. Сольц. Говоря о партийной дисциплине, он провел такую аналогию: «Мы очень хорошо умели рассказывать о демократизме той армии, которую нам нужно было разлагать. Но когда нам понадобилась собственная армия, то мы насаждали в ней ту дисциплину, которая обязательна для всякой армииОдиннадцатый съезд РКП(б).
Март-апр. 1922 г.: Стеногр. отчет.
М., 1968. С. 117.
». Из всех характеристик молодежного союза ссылки на его автономность были окончательно изъяты на V съезде РКСМ (октябрь 1922 г.).

Жесткость партийного руководства обосновывалась трудностями нэпа, требующими строжайшей дисциплины. В.И.Ленин сравнивал нэп с отступлением: «…Когда вся армия отступает, ей не ясно, она не видит, где остановиться, а видит лишь отступление, тут иногда достаточно и немногих панических голосов, чтобы все побежали. Тут опасность громадная. Когда происходит такое отступление с настоящей армией, ставят пулеметы и тогда, когда правильное отступление переходит в беспорядочное, командуют «Стреляй!». И правильно». По Ленину «в этот момент необходимо карать строго, жестоко, беспощадно малейшее нарушение дисциплины, и не только по отношению к некоторым внутрипартийным деламЛенин В.И. Полн. собр.
соч. Т. 45. С. 88-89.
».

Одним из таких дел была борьба за молодежь. В ноябре 1922 года в инструктивном письме Тамбовского губкома партии уездным комитетам отмечалось: «Вопрос о союзе молодежи действительно становится вопросом о жизни и смерти нашей страны, ибо борьбу на идеологическом фронте с мелкобуржуазной стихией приходится вести комсомолуГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 259. Л. 3.». В письме выдвигалась задача усиления внимания коммунистов к комсомольцам путем систематического заслушивания докладов на партсобраниях, письменных указаний на места, «внушений» отдельным работникам.

Особенно важной работу комсомола партия считала в тех местах, где не было партийных организаций. Пленум Тамбовского губкома РКП(б) в сентябре 1923 года отметил, что многие ячейки РКСМ, особенно, где нет ячеек партии, фактически выполняют роль РКП(б)ГАСПИТО. Ф. 1205. Д. 34. Л. 25-26.. Задача состояла в повышении эффективности работы комсомольских ячеек. Решить ее пытались с помощью заслушивания секретарей этих ячеек на заседаниях бюро укомов партии, прикрепления к ним партпредставителей из других сел.

Состоявшийся в апреле 1923 года XII партийный съезд фактически признал, что самодеятельность РКСМ допускается партией постольку, поскольку для развития организационных навыков у готовящихся в комсомоле кадров для партийно-советской номенклатуры нужна определенная доля самостоятельностиКПСС в резолюциях… Т. 3. С. 129.. Съезд решительно высказался против деполитизации молодежного союзаКПСС в резолюциях… Т. 3. С. 127-128..

Важным рычагом укрепления партийного руководства стало формирование в комсомольской среде культа В.И. Ленина. Его обожествление работало на обожествление партии, придавало «святость» всему режиму, создавало его духовную основу. В выступлениях коммунистов перед юношеством утверждалась непререкаемая правота В.И. Ленина, его чуть ли не мессианская роль в строительстве социализма и становлении комсомола. В общественное сознание молодежи внедрялось: Ленин был всегда прав, всегда права созданная им партия, поэтому сила комсомола в единстве с ленинской партией.

Особенно много партийные и комсомольские пропагандисты стали говорить и писать о Ленине, цитировать вождя после ухода его с политической арены, когда он был уже смертельно болен. Если ранее роль Ленина в пропагандистских материалах четко привязывалась к годовщинам каких-то конкретных событий, то теперь Ленин явился совершенной абстракцией, не иссякающим резервом цитат для ответов на все вопросы. Коммунистическая идеология получила второе название: ленинизм. Утверждалось, что только работы В.И. Ленина «дают правильную ориентировку и указывают единственно правильное направление путиКузьмин Н. Молодежь – ни на шаг от ленинизма // Юный пролетарий. 1923. № 4. С. 5.». Правда, в тот период еще активно цитировались и Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин. Культовая монополия только складывалась.

Как иконы в домах родителей, так портреты вождей в комнатах, где проживали комсомольцы, занимали самое почетное место. Важность этого атрибута комсомольского жилья постоянно подчеркивалась на партийных и комсомольских форумах.

После смерти В.И. Ленин был канонизирован как новый Христос. Сама форма похорон В.И. Ленина глубоко религиозна. Решение сохранить тело Ленина вполне сравнимо с куль¬том святых мощей в православии. Ленина называли гением, его имя присваивали населенным пунктам, его портреты появились повсюду. Памятники Ленину возвышались на центральных площадях городов и сел.

К провинциальной молодежи весть о кончине Владимира Ильича пришла великим горем. Многие, как вспоминают ветераны, плакали. Пионеры надели траурные ободки на галстуки. Траурные повязки появились на рукавах комсомольцев. В траур оделись знамена. Повсюду были открыты «Ленинские уголки». Уже 22 января l924 года каждая комсомольская ячейка выпустила стенгазету памяти вождя. Показательны поэтические строки, которыми открывал газету юных железнодорожников Козлова комсомолец В. Ермачков:

Умер отец коммунизма –
Остался сиротами мирГАСПИТО. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 285. Л. 1.
.

Массовые собрания состоялись повсюду 24-26 января, а 27 января, в день похорон, прошли многолюдные траурные шествия. Моршанский уком объявил месячный траур в своей организацииГАСПИТО. Ф.1205. Оп. 1. Д. 43. Л. 15.. На станции Иноковка комсомольцы, проведя вместе с другими гражданами села Ковылка демонстрацию, решили направить в ЦК комсомола телеграмму: «Клянемся в день похорон нашего вождя, что будем твердо продолжать намеченные им цели…ГАСПИТО. Ф.565. Оп. 1. Д. 193. Л. 38.».

Правда, находились в комсомоле и те, кто не воспринял смерть вождя как огромное личное горе. В Липецке в день похорон Ленина группа комсомольцев отмечала день рожденья товарища с гармошкой и выпивкой. К участникам этого события были приняты строгие дисциплинарные меры, т.е. комсомольское руководство действовало по правилу: не горюешь сам – заставимГАСПИТО. Ф.841. Оп. 1. Д. 64. Л. 228.. Руководство комсомола ненавязчиво, но последовательно убеждало: успешная карьера возможна лишь при условии публичного изъявления любви к Ленину, овладения его идейным наследием.

19 февраля 1924 года ЦК РКСМ принял циркуляр «О пропаганде ленинизма в союзе». Им предусматривалось пересмотреть все формы воспитательной работы в сторону максимального пропитывания ее ленинизмом. Во всех клубах, избах-читальнях, домах крестьянина, в школах всех типов рекомендовалось создать уголки Ленина, кружки ленинизма, которые должны были стать базой для систематической пропаганды ленинизма.

Уже в первые дни после смерти Ленина последовало идеологическое обоснование переименования детской и молодежной коммунистических организаций в ленинские. А.В. Луначарский говорил о В.И. Ленине 25 января 1924 года: «Он был молод в свои 53 года и остался бы молод, сколько бы ни прожил на свете. Молод и ленинизм – от него веет мировой молодостью, веет колоссальным будущим впереди и безудержной молодой отвагой. И если Ильич молод, то и молодежь должна быть «ильичевой» молодежью. Она должна проникнуться не только этой его заразительной и родной для нее молодостью, но и мудростью Ленина, и осмотрительностью, и умением делать выводы из седой культуры, приобретенной столетиямиЛуначарский А.В. Ленин и молодежь. М., 1984. С. 24.».

Но для комсомольцев в этот момент и не надо было каких-то указаний сверху, для большинства из них Ленин итак был харизматической личностью. 22 января состоялось экстренное заседание Пленума ЦК РКСМ, на котором было принято постановление – вынести на решение Всероссийского съезда комсомола вопрос о присвоении РКСМ имени товарища Ленина. 23 января Пленум ЦК РКСМ принял решение о переименовании детских групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина. Делегаты VI Всероссийского съезда РКСМ (12-18 июля 1924 года) приняли единодушное решение о переименовании РКСМ. Обращает на себя внимание, что в «Манифесте ко всем комсомольцам, ко всей рабочей и крестьянской молодежи» говорилось: «Не для красного словца, не из желания носить лучшее из всех имен, не только для того, чтобы почтить уважением память великого усопшего, приняли мы это решение. Нет, мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся молодежь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отрядом – Коммунистическим Союзом Молодежи – прониклись единой волей и твердой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осуществлять заветы, оставленные нам ЛенинымТоварищ комсомол. Т. 1. М., 1969. С. 139.». Поддерживая идею присвоения комсомолу имени Ленина, расширенный Пленум Тамбовского губкома совместно с секретарями районных и уездных комитетов 28 июля 1924 года заявил, что это будет способствовать «организации всей воспитательной работы комсомола в духе ленинизма», тем самым осуществляя лозунг «Комсомол – школа воинствующего большевизмаГАСПИТО. Ф. 1205. Оп. 1. Д. 555. Л. 22.».