ОЧЕРК 13 Тамбовский студенческий строительный отряд: от рождения до возрождения

Вернуться к содержанию

Показатели отрядов нестроительного направления также оценивались выполнением программы в денежном выражении и по выработке на одного бойца. По сравнению со строительными отрядами они находились в более выгодном положении, так как у них не возникали трудности с материально-техническим снабжением, они всегда были обеспечены фронтом работ, тем самым, исключив возможность простоев. Производительность труда студентов по сравнению с кадровыми рабочими была выше, что обусловливалось дисциплиной и энтузиазмом молодежи. Например, дневная норма для каждого бойца из сельхозотряда «Лингва» составляла 10 кг малины или 20 кг крыжовникаНародный учитель. 1984. 1 сентября.. А три бригады филологов и историков из Тамбовского пединститута во время осенних сельхозуборочных работ наполняли телегу трактора картошкой за 30-40 минут, на одного бойца приходилось 11,8 центнераНародный учитель. 1973. 28 сентября..

В сельскохозяйственных отрядах план выполнялся в среднем на 140-150%, а некоторые бригады этих отрядов справлялись с двойными заданиями, при том, что на уборке овощей, плодов и ягод, обработке саженцев в жаркие дни студенты работали только в утреннее и вечернее время. Отряды работали в одну смену, продолжительность рабочего дня не превышала 8-9 часов, а для бойцов, не достигших 18-летнего возраста, был установлен 6-часовой рабочий деньГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9.Д.6. Л.40-41.. С 1981 года в отрядах стали создаваться комсомольские посты качества, которые должны были способствовать уменьшению показателей потерь сельхозпродукции и увеличению качества уборки урожаяГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.20. Д.57. Л.15..

Большая трудоемкость и низкий по сравнению со строительными отрядами заработок снижал популярность отрядов нестроительного направления. Чтобы материально заинтересовать студентов и тем самым повысить рейтинг студенческих отрядов, занятых на уборке урожая, была применена коллективная сдельно-премиальная система оплаты труда. В 1987 году ее использовали 50% отрядов нестроительного направления, что способствовало увеличению производительности труда и качеству работы. Но руководители предприятий, где работали стройотрядовцы, не хотели переходить на новый вид оплаты труда и в основном продолжали применять индивидуальную оплату за выполненную работу, тогда как анализ данных во Всесоюзном студенческом отряде показал, что применение сдельно-премиальной системы оплаты труда в сельхозотрядах позволило повысить эффективность работы занятых на уборке урожая студентов на 20-30%РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.315. Л.2..

Социалистическое соревнование как форма мотивации молодежи к труду было применено еще в целинных отрядах 1950-х годов. Например, в 1953 году между комсомольскими молодежными бригадами из Тамбовской области, работающими на уборке целинного урожая, было организовано соцсоревнование, победителю которого присуждался переходящий вымпел совета эшелона, а лучшим бригадам решением совета присваивалось звание «Ударная бригада»Комсомольское знамя. 1978. 22 ноября..

ЦК КПСС в своем постановлении от 31 августа 1971 года сформулировал новую важную задачу, которая ставилась перед комсомолом: «…вовлекать в соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду широкие массы молодежи, повышать творческую активность юношей и девушек, воспитывать у них любовь к труду, рачительное отношение к народному добру, поднимать роль молодых рабочих…, развивать стремление молодежи к овладению экономическими знаниями, повышению профессионального мастерства»КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций
и пленумов ЦК. М., 1984. Т.12. С.145.
. Вся идеологическая и воспитательная работа комсомольских организаций должна была тесно увязываться с конкретными задачами, стоящими перед трудовыми коллективами: способствовать росту инициативы и творческой активности молодежи, формировать у студентов такие качества, как трудолюбие и добросовестность, организованность и высокую сознательность, называемые тогда коммунистическим отношением к труду. Для выполнения этих задач и было разработано социалистическое соревнование. Поэтому организаторская и политическая работа комитетов комсомола была направлена на массовое вовлечение молодежи в социалистическое соревнование. Им было поручено пропагандировать и внедрять его в массы.

За организацию соцсоревнования несли ответственность бюро райкомов и горкомов. Они систематически рассматривали вопросы деятельности стройотрядов, и разрабатывали новые разнообразные формы соревнований для них. Деятельность комитетов комсомола учебных заведений совместно со штабами стройотрядов была направлена на то, чтобы каждый обучаемый дорожил званием студента и профессиональной репутацией, был готов к исполнению общественного долга. Тамбовским областным штабом в 1971 году было разработано положение о соцсоревновании в студенческих стройотрядах. До начала трудового семестра на заседании областного штаба студенческих стройотрядов принимались социалистические обязательства областным студенческим отрядом на предстоящее трудовое лето, разрабатывались и утверждались мероприятия по повышению эффективности участия студентов в выполнении годового плана.

Работа штабов стройотрядов была нацелена на то, чтобы боевое соцсоревнование было развернуто не только между отрядами, но и между бригадами и внутри бригад, были организованы конкурсы на лучшего по профессии. Для вознаграждения наиболее отличившихся бойцов отряда применялись различные моральные меры поощрения — от благодарности, объявленной на линейке, до награждения знаками ЦК ВЛКСМ.

Студенческие строительные отряды Тамбовской области не раз были удостоены государственных наград за отличные показатели во всесоюзном масштабе. В 1976 году отряд Кирсановского авиационно-технического училища гражданской авиации (КАТУГА) Постановлением Совета Министров РСФСР, Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов и Центрального комитета ВЛКСМ, по итогам Всероссийского социалистического соревнования краевых и областных студенческих строительных отрядов, работавших в организациях на территории РСФСР в летний период 1975 года, был награжден почетной грамотойСобрание постановлений правительства
М., 1976 г. №1-22 РСФСР. С.83-88.
. 22 апреля 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР восемь участников и организаторов стройотрядов Тамбовской области были награждены орденами и медалями. Орден «Знак Почета» был вручен студенту ТИХМа, командиру Жердевского зонального отряда Геннадию Берстеневу. Среди награжденных медалями были командир отряда «Рубин» ТГПИ Любовь Самодурова, командир отряда «Мажор» ТФ МГИК Виктор Снетков, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ КАТУГА Сергей Милей и другие.

В зональных отрядах соцсоревнование проходило за звание «Ударный отряд эффективности и качества». Еженедельно подводились промежуточные итоги. Результаты выполнения соцобязательств своевременно доводились до сведения всех бойцов, партийных и советских органов, строительных организаций. Вручение переходящего вымпела отряду-победителю проходило в торжественной обстановке в присутствии руководителей строительных организаций, ветеранов войны и  труда. В 1981 году по итогам соцсоревнования стройотрядов Тамбовский областной стройотряд был награжден Почетной грамотой Совета Министров РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПСГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.24. Д.61(а). Л.10-11.

С каждым годом появлялись новые формы участия в соцсоревновании. «Лучший боец», «Лучший по профессии». Отряды могли проявить себя на разных направлениях. Были соревнования за право быть лучшим в движении «Комсомол сельской школе», в шефской и пионерской работе, в операциях «Жатва», «Дороги Родины», в операции «Малым рекам – большую заботу»Тамбовская правда. 1989. 23 июля., в работе по прогрессивным методам труда, в борьбе за высокое качество, экономию и бережливость. К началу трудового семестра 1986 года было разработано положение о  конкурсах на «Лучший отряд по сбору лекарственных средств» и «Лучшего медработника линейного стройотряда».

В соцобязательства включалось шефство студентов над дорогами межрайонного значения. Особое внимание уделялось дорогам, связывающим пункты переработки к отправке зерна с элеватора к местам его складирования. Так, члены отряда «Эврика» ТИХМа в селе Столовое Тамбовского района значительно улучшили дорогу, построили на ней автомобильный мост. Многие отряды изготовили для установки на автодорогах наглядную агитацию, указатели. Нередко улицу, дома на которой были построены студенческими отрядами, называли «Студенческой». Это было самой дорогой наградой для бойцов стройотрядов.

Не остались в стороне стройотрядовцы от события огромной важности – Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Праздник послужил дополнительной мотивацией для участия молодежи в стройотрядовском движении. В подготовительный период 1985 года в областном строительном отряде было развернуто соцсоревнование за почетное право работать на фестивальных объектах и обслуживать гостей столицы. Тамбовский областной штаб стройотрядов в этот год учредил специальный памятный вымпел «Лучшему стройотряду по подготовке к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов», который был вручен победителю предфестивального соревнования. Для участия в соревновании бойцы стройотрядов готовили мини-фестивали в городах, где находились отряды, концерты или тематические вечера.
Победителями стали отряд «Факел» и «Элегия» Тамбовского и Мичуринского педагогического институтов. Специально для участия в торжествах областной комсомольской организацией был создан сводный стройотряд «Фестиваль», бойцы которого принимали участие в церемонии открытия и закрытия фестиваля, в его состав вошли студенты Тамбовского института химического машиностроения, Тамбовского педагогического института и Тамбовского приборостроительного техникумаКомсомольское знамя. 1985. 26 июля..

Социалистическое соревнование было системой вовлечения в производственный труд новых категорий учащейся молодежи. Победители соревнования были примером для подражания. Соревнуясь среди равных на производстве или в учебе, передовая молодежь постоянно повышала планку достижений, тем самым подталкивая и остальных не останавливаться на достигнутом, а находить новые, прогрессивные решения поставленных перед ними задач. Премирование за самоотверженный труд победителей соцсоревнования путевками по стране, денежными премиями, поездками в Москву на всесоюзный слет стройотрядовцев вызывало стремление добиться лучших показателей среди коллег.

Система соцсоревнования была выстроена таким образом, что студенты не делали акцент на деньги. Лучшей наградой было общественное признание трудовых подвигов твоего коллектива или гордость лично за себя. Доказательством этого служит тот факт, что отряды, получившие денежную премию, обычно тратили ее или на благотворительность, или на поездку всего отряда на экскурсию. Показателен и случай из истории отряда Тамбовского педучилища. В 1978 году отряд работал на Адлерской опытной станции Краснодарского края. Студенты работали на уборке картофеля, помидоров, кабачков, капусты, строили и ремонтировали теплицы. Администрацией ребятам была объявлена благодарность и выдана премия в размере 300 рублей. Из этой суммы 200 рублей бойцы перечислили в г. Волгоград, на имя писателя П.С. Сергеева, для приобретения документального фильма о 35-ой горно-стрелковой дивизииГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.28. Д.76. Л.43.. За хорошую работу командира отряда Тамбовского педучилища №2 Александра Круглова наградили путевкой в г. ВаршавуГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.28. Д.76. Л.40..

Конкретность задач соцсоревнования способствовала тому, что многие вчера еще «незаметные» студенты подчас становились «двигателями» соревнования. С их помощью пробуждалось самолюбие группы, гордость за свой коллектив. Социалистическое соревнование было мотивацией для качественного выполнения любой работы, оно было направлено на то, чтобы студенты стремились овладеть профессиональными навыками, воспитать тем самым у них любовь к труду, способствовать развитию у молодежи таких качеств как взаимопомощь и товарищество.

Участие в соцсоревновании, проведение Дней безвозмездного труда впоследствии послужило толчком к появлению отрядов безвозмездного труда, что еще раз доказывает высокую патриотичность и бескорыстие студентов. В Тамбовской области такой отряд был создан в 1982 году. Это – «Икар» на базе Тамбовского и Мичуринского госпединститутов численностью 25 человек. Отряд был направлен на строительство средней школы в г. Жердевку. В результате трудовой деятельности он выполнил отделочных работ на сумму 30 тыс. руб., что составило 120% договорных обязательствГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.22. Д.55. Л.36.. В основном бойцы трудились на укладке стяжки на полы, укладке облицовочной плитки, покраски, побелки и т.д. но несмотря на то, что студенты работали бесплатно, нормы были выполнены на 120-125%. Помимо основной работы бойцы отряда безвозмездного труда «Икар» принимали участие в почине «Помощь селу – твой почетный долг», отработав на уборке кормов 75 чел.-дней. Зарплату студенты перечислили на покупку подарков в детские дома.

На наш взгляд, появление такого рода отрядов доказывает социальную эффективность студенческого стройотрядовского движения, которая состояла в ускорении социализации юношей и девушек, формировании у молодежи социально-значимых ценностей, установок, правил и норм. Стройотряды способствовали созданию здорового морально-психологического климата в коллективах, объединяли молодежь в воспитании и перевоспитании «трудных» подростков, формировали командный дух соперничества и стремления к победе.

В современной литературе иногда встречается информация, что стройотрядовцы много зарабатывали. В большинстве случаев это было не так. При анализе их деятельности выяснялось, что работ они выполняли больше, чем получали за это зарплату. Согласно данным статистики по стране, средний заработок одного бойца за весь сезон (40-45 дней) составлял 300 руб. Почти 45% бойцов всесоюзного стройотряда зарабатывали от 200 до 300 руб., и лишь каждый седьмой действительно получал высокую зарплату – 600 руб. Зарплата в 1989 году в строительных отрядах в среднем по Всесоюзному отряду составила за 40 рабочих дней — 632 рубля, в отрядах нестроительного направления – 316 рублейРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.32..

И при этом каждый участник стройотрядовского движения отдавал свой заработок не менее чем за три дня в общественные фондыЕрмошин Г.Т. Студенческий отряд и хозяйственная
организация: правовые вопросы М., С.70.
.

В непосредственной зависимости от успехов бойцов находилась доходная часть бюджета Тамбовского областного студенческого строительного отряда, которая предназначалась для организации работы штабов и отрядов. Сумма поступлений на счет ЦК ВЛКСМ союзной республики, республиканского штаба, крайкома, обкома ВЛКСМ от строительных организаций, ведомств и министерств была определена в размере до 1% от контрольных цифр производственной программы в денежном выражении на год без учета стоимости работ, выполняемых на объектах министерств. Сумма поступлений от нестроительных организаций была определена из расчета 2-7 рублей на каждого работающего в составе отряда нестроительного профиля на данной территории без учета средств, выделяемых Министерством путей сообщения СССР на организацию работы студенческих отрядов проводниковГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.54. Л.2..

Расцвет движения студенческих стройотрядов пришелся на 1976-1982 годы. В этот период на 110 ударных комсомольских стройках работало 784 тысячи бойцов ССО. Каждый второй студент Тамбовской области в процессе обучения являлся бойцом студенческих стройотрядов. А в учебных заведениях ТИХМа и Моршанского строительного техникума – школу трудовой и политической закалки прошли практически все. В период существования студенческих стройотрядов в Тамбовской области (1968-1991 гг.) была сформирована развернутая система штабов стройотрядов различного уровня во главе с Центральным штабом при ЦК ВЛКСМ. Однако возросшее внимание со стороны высших органов управления экономикой и политического руководства страны, к деятельности студенческих трудовых отрядов, привело к ухудшению ситуации в молодежном движении. Стройотряды стали терять свою былую привлекательность, и к концу 1980-х годов фактически перестали быть самодеятельными и самоуправляемыми молодежными образованиями, выполняющими важную социальную функцию.

Появление новых экономических стимулов труда, развитие принципов хозяйственного расчета, введение коэффициента трудового участия привело к тому, что студенческое движение также стало переходить на экономические рельсы, и немаловажным для участия в стройотрядовском движении стал экономический фактор. Положительным было то, что благодаря стройотрядам была решена проблема повышения материального благосостояния студенческой молодежи. Но с другой стороны постепенно романтическая составляющая для поездки в студенческий отряд стала уходить на второй план, многие ехали заработать денег. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности 89% студенческих отрядов страны общественными ревизионными комиссиями было выявлено в 1984 году 82 нарушения, материалы по 13 из них были переданы в следственные органыРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.4. Л.14.. Этот вопрос был рассмотрен на Всесоюзном слете участников стройотрядов, проходившем в Москве 27 мая 1984 года. В своем докладе 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ В.М. Мишин отметил следующее: «Мы не против того, чтобы студенты имели возможность летом пополнить свой бюджет, но зарплата бойца отряда должна быть заработанной. Заработанной честно, а не любой ценой, не путем нарушений…, не в ущерб здоровью и благородным целям патриотического движения советского студенчества»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.26. Д.78. Л.19..

В погоне за общей цифрой «охвата» комсомольские организации пришли к «добровольно-принудительному» принципу формирования отрядов. Конечно, каждому студенту полезно побывать на стройке, ощутить ритм жизни и труда реального коллектива, испытать и развить свои организаторские способности. Однако возможно это лишь при хорошей организации работы, когда боец понимает, что он приносит конкретную, ощутимую пользу обществу. Только в 1986 году вследствие отсутствия фронта работ и материалов 30 тыс. человек уже после заключения хозяйственных договоров были передислоцированы в другие организации. Свыше 40 тыс. человек были вынуждены жить в неприспособленных условиях.

Одной из причин падения престижности стройотрядов стало так называемое местничество. Руководство Тамбовской области приняло решение о запрещении выезда отрядов за пределы своей территории, под предлогом возникновения острой необходимости в отрядах на местах, несмотря на отсутствие возможности эффективного их использования. Тамбовский обком комсомола по настоянию партийных органов частично сократил численность выездных отрядов. За пять лет во Всесоюзном масштабе численность выездных отрядов сократилась на 21 тыс. человекРГАСПИ. Ф.М-17. Оп 8. Д.438. Л.21-22.. В итоге районы массового производства плодоовощной продукции испытывали нехватку в рабочих руках, а студенты выезжали самостоятельно и бесконтрольно в составе неорганизованных бригад.

В целях устранения недостатков ЦК ВЛКСМ были приняты меры, направленные на развитие лучших традиций патриотического движения и повышение заинтересованности студентов в летних работах. В 1987 году численность Всесоюзного студенческого отряда была сокращена на 106 тыс. человек по сравнению с 1986 годом. Областным штабам было разрешено направлять отряды в организации по своему усмотрению, обеспечив их нормальными условиями труда и быта. Комплектование отрядов было разрешено до 1 марта при наличии заявления студента или учащегося. После указанного срока запрещено было принимать в отряд. В дальнейшем планировалось формировать отряды не из потребностей министерств, а на основе поступивших заявлений от студентов или учащихся. Отряд расформировывался, если он был не готов к выезду или была не готова принимающая организация. Так, в ходе массовой проверки, проведенной Центральным штабом в мае 1987 года, по оценке готовности принимающих организаций было аннулировано более 500 договоров с организациями, не выполнившими РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.438. Л.28-29, 33.

После июньского (1987 г.) пленума ЦК КПСС и ХХ съезда ВЛКСМ основные усилия ЦК ВЛКСМ и других комсомольских органов были направлены на повышение эффективности трудового семестра. Искали пути дальнейшего обновления, улучшения обстановки, сложившейся в патриотическом движении. В результате этой работы произошли качественные изменения в производственной деятельности студенческих отрядов. При сокращении численности Всесоюзного отряда улучшилась организация, повысилась эффективность труда студентов, уменьшилось количество отказов со стороны предприятий, на 20-30% выросла среднедневная выработка и зарплата участников строительных отрядов, и на 18% — зарплата в отрядах нестроительного направленияРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.7..

Однако усиление позиций добровольности, экономических факторов развития, борьба с формализмом и бумагомарательством в комсомоле не спасли ситуацию. Общая разбалансированность хозяйства страны усугубила дестабилизацию системы стройотрядовского движения. Из-за отсутствия фронта работ в ходе договорной кампании во Всесоюзном студенческом отряде 1988 года, принимающие организации отказались от 747 отрядов численностью более 22,7 тыс. человек.

Летом 1990 года на территории Тамбовской области трудилось всего около 800 студентов. Из всех высших и средних учебных заведений Тамбовщины продолжили традицию только три института: ТИХМ, сформировавший 8 отрядов,  Тамбовский пединститут – 3 отряда,  институт культуры – 3 отрядаТамбовская правда. 1990. 10 августа..

Основной причиной снижения количества участников стройотрядовского движения явилось назревание социально-экономического кризиса. За счет студентов предприятия стали решать свои хозяйственные проблемы, поэтому подавались завышенные от реальной потребности заявки на численность отрядов, которые значительно превышали существовавшие возможности Всесоюзного отряда. В 1986 году в Центральный штаб Всесоюзного стройотряда поступили заявки на 2 миллиона человек, тогда как он мог насчитывать только 800 тысячРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.438. Л.19.. Основной причиной, характерной для того времени, являлось стремление перевыполнить полученные указания. Были выявлены случаи, когда простои возникали не из-за отсутствия материалов или машин, а просто из-за отсутствия любой работы. Так, например, студенческий отряд посланный на осенние сельхозуборочные работы, прибыв на базу, был отправлен домой, так как фактически хозяйству не требовалась дополнительная рабочая силаЗа инженерные кадры. 1974. 10 октября.. Бывшая студентка физмата Тамбовского пединститута и участница стройотряда, вспоминает: о фактах экономического обмана. «При выдаче зарплаты с нас высчитывали за все — форму, еду, взносы — в итоге получали копейки»Из материалов кафедры истории
и философии ТГТУ, анкета Кривонос В.В.
.

Мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни, культурно-массовая деятельность среди населения – стали отодвигаться на второй план, а то и попросту игнорироваться бойцами стройотрядов. Стали всплывать факты асоциальной деятельности молодежи.

Областным штабам предоставлялась полная свобода при формировании штабов и организации структуры аппарата. Воспитательная функция стройотрядов в виде участия бойцов в безвозмездных трудовых акциях и оказании бескорыстной помощи должна была реализовываться за счет создания штабами фондов шефства. Но эти меры не спасли положение. Окончательно молодежное движение было «добито» постановлением правительства о новой налоговой политике, отменявшим льготы по зарплате стройотрядовцев. Теперь студент должен был отдать половину своего заработка в областную казну. Никто не обратил внимание на то, что стройотряд был для многих единственной реальной возможностью подработать и приобрести самое необходимое, не говоря уже о духовной пользе этих молодежных формирований.

В феврале 1991 года состоялась конференция организаторов студенческих отрядов и других форм инициативного труда, на которой была создана Всесоюзная служба добровольного труда молодежи (ВСДТМ), которая стала правопреемником ликвидированного Центрального штаба студенческих отрядовРГАСПИ. МО. Путеводитель. Л.50-51.. Молодежь после многих лет опеки осталась без наставников, комсомольские организации тоже самоустранились.

За период существования стройотрядов на Тамбовщине с 1968 года по 1990 год силами студентов было освоено более 72 млн. рублей капиталовложений. До перестройки наблюдался стабильный рост основных показателей работы отрядов.

К 1980-м годам стройотряды из социального эксперимента переросли в молодежное производственное объединение с огромными возможностями и потенциалом. Стройотрядовцев уже нельзя было назвать романтиками или искателями приключений, это была реальная строительная и созидающая сила. Созданная профессиональная основа для подготовки бойцов превратила отряды в своего рода многопрофильное производственное предприятие, осваивающее ежегодно десятки миллионов рублей капиталовложений. Только за 1980 – 1985 гг. бойцами студенческих строительных отрядов за третий трудовой семестр непосредственно в строительстве был выполнен объем работ, равный годовой программе Министерства строительства СССРГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.26. Д.78. Л.10..

Экономическая эффективность стройотрядов заключалась в объемах строительно-монтажных и других работ, в количестве сданных в эксплуатацию производственных и других объектов, количестве и стоимости услуг, оказанных населению отрядами, работавшими на железнодорожном транспорте проводниками, в медицинских учреждениях, в торговле, в сельском хозяйстве. Участники стройотрядов успешно осваивали не только строительные специальности, но и профессии энергетиков, механизаторов, проводников, продавцов, пионерских вожатых и многие другие. Развиваясь, молодежное движение расширяло и сферу своей деятельности, и традиционный мастерок на стройотрядовской эмблеме стал привычно соседствовать с хлебным колосом, символизирующим труд студентов в сельскохозяйственном производстве. Почти половина урожая овощей, фруктов и других сельскохозяйственных культур в ряде территорий страны было убрано стройотрядовцами.

Несомненно, что студенческое патриотическое движение внесло огромный вклад в экономическое развитие страны, но, главное, третий трудовой семестр для многих его участников был, прежде всего, настоящей школой жизни, в которой комплексно решались вопросы нравственного, трудового и патриотического воспитания молодежи, подготовки будущих организаторов производства, руководителей коллективов. Главным результатом работы в студенческих отрядах, на наш взгляд, является формирование таких личностных качеств молодых людей, как гражданская активность, энергичность, предприимчивость, оптимистичность, вера в свои возможности, патриотизм.

Педагогические стройотряды, помощь местному населению, любой общественно полезный труд, которым заставляли заниматься студентов в стройотрядах, все это являлось формой социализации молодежи. Главный результат работы заключался в признании первичности общественных интересов над личными. Благодаря этому стройотряды научили молодежь слушать и слышать людей, но самое главное – они научили дружить, сопереживать и помогать людям.

Школу стройотрядов ежегодно проходили тысячи студентов. Однако ошибкой было бы считать, что действовала она без сбоев, и использовала все возможности, заложенные в стройотрядовском движении. Основная проблема такого состояния дел видится в следующем. Стройотрядовское движение начиналось с искреннего стремления тысяч молодых людей безвозмездно отдать свой труд стране. Когда на стройки двинулись первые студенческие эшелоны, в них находились добровольцы, не задумывавшиеся над тем, сколько они заработают. Так было во многих отрядах, но затем положение стало меняться. И дело тут не в деньгах, хотя это тоже мощное воспитательное средство, да и нет ничего плохого в том, что студенты пополняли свой бюджет за летние месяцы.

Каждый год бывали случаи, когда отряды формировались по добровольно-принудительному принципу, обычно они распадались на следующий год. Случалась и погоня за высокими показателями и процентами перевыполнения, можно привести массу примеров эксплуатации бескорыстия и энтузиазма молодежи. Но все это единичные примеры и на их основе нельзя давать характеристику молодежному движению в целом и пренебречь традициями и ценностями, которые были апробированы в практике нескольких поколений. Студенческие отряды были своеобразным символом молодежного движения 1970 – 1980-х годов. Работа в отрядах стала школой жизни для миллионов молодых людей. В организационно-управленческой эффективности студенческих отрядов, состоявшей в выявлении и формировании личностей, способных эффективно решать разнообразные управленческие задачи, проявлять свой творческий потенциал, побуждать и мотивировать членов отрядов к высокоэффективному труду, к ведению здорового (спорт, «сухой закон» в ССО) образа жизни, можно убедиться, встретив сегодня людей, которые прошли через школу стройотрядов. Многие нынешние руководители предприятий, учреждений и Администрации Тамбовской области принимали самое непосредственное участие в стройотрядовском движении. Благодаря стройотрядам проявлялись управленческие и организаторские способности юношей и девушек, иногда стройотряд был первой ступенькой в их карьерной лестнице, поэтому можно сказать, что это молодежное движение дало путевку в жизнь многим нынешним руководителям. В Тамбовской области ярким примером является биография командира Областного штаба ССО в 1971 году, а ныне заместителя главы администрации области Н.М. Перепечина.

Сегодня уже появились первые проблески возрождения движения ССО. В феврале 2004 года в Москве состоялся Всероссийский форум студенческих отрядов в честь 45-летия их существования. Форум собрал более 5 тыс. молодых людей. В состав тамбовской делегации вошли студенты вузов Тамбова и Мичуринска. В 2007 году постановлением администрации Тамбовской области был создан региональный штаб областного студенческого строительного отряда. Были созданы областные сводные строительные, сельскохозяйственные, педагогические отряды, отряды волонтеров, состоящие из студентов различных учебных заведений области. На сегодняшний день студенты Тамбовщины побывали в Якутии (Саха), Краснодарском крае, в 2008 году сводный областной отряд работал в Цхинвале. Вновь возрожденные студенческие отряды, конечно, не являются точной копией ССО советского периода, нет комсомольских организаций, но они по-прежнему необходимы и востребованы как форма социализации и всестороннего развития молодежи.