Большую роль в подготовке командного состава и в развитии движения играла шефская работа сильнейших отрядов страны над отрядами Тамбовщины. Например, в 1972 году по просьбе штаба в отряд из МВТУ им. Н.Э. Баумана были направлены для знакомства с организацией производства и общественно- политической работой студенты из Тамбова. Они должны были перенять лучшее и в дальнейшем, если проявляли себя с хорошей стороны, назначались командирами или комиссарамиЗа инженерные кадры. 1972. 13 июля.. Учитывая то, что ежегодно командный и основной состав отрядов значительно обновлялся, возникла необходимость в организации системы обучения руководящего состава отрядов (командиров, комиссаров), а также требовалось обучение бойцов основным строительным профессиям.
Комитеты комсомола стали создавать школы командиров и комиссаров, обучение в которых проходило по программе, утвержденной зональным штабом стройотрядов, были организованы специальные отделения на факультетах общественных профессий, школы «Строитель», учебные комбинаты при строительных организациях.
Студенты Моршанского строительного техникума и Кирсановского совхоз-техникума обучались в своих учебных заведениях. Обучение проводилось по 33-х часовой программе, разработанной учебным комбинатом «Облмежколхозстроя», по окончании обучения 43% студентов получали навыки 2-3 разряда каменщиков, бетонщиков, плотников, отделочников, кровельщиков с получением удостоверений о присвоении им квалификацииГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.12. Д.47. Л.5. Оп. 10. Д.61. Л.21..
В рабочий период техническое руководство отрядами в основном осуществлялось инженерно-техническими работниками строительных организаций. Это ставило в непосредственную зависимость отряды от строительных организаций. Необходимость обозначенного была вызвана тем, что в области не было строительных вузов, а студентов старших курсов Моршанского строительного техникума на все отряды не хватало. Впрочем, и работа мастеров из Моршанского строительного техникума в прежние годы была признана неудовлетворительной. Поэтому на должность мастеров приглашались студенты строительных факультетов из других областейГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.18. Д.60. Л.5.. Ситуация немного улучшилась в 1980-е годы, благодаря открытию в 1979 году в Тамбове строительного факультета в институте химического машиностроения. Для решения проблемы с нехваткой мастеров в отрядах, для увеличения производительности труда областной штаб договаривался с учебными комбинатами и трестами строительных организаций о проведении в подготовительный период профессионального обучения бойцов строительным профессиям. Теоретическое обучение проходило в школах, организованных на базе учебных заведений, практические занятия проводились на строительных объектах. По окончании учебы проводилась аттестация мастеров.
От продолжительности рабочего периода во многом зависел рост эффективности летних работ студентов, поэтому штабы старались обеспечить своевременное прибытие отрядов к местам предстоящей работы. С первых дней необходимо было оборудовать студенческие лагеря, обеспечить ритмичность и высокую производительность труда юношей и девушек, обеспечив их объемом работ. Но на протяжении всего существования стройотрядов в Тамбовской области постоянно возникали проблемы либо со строительными организациями, руководители которых плохо относились к студентам, либо с командирами отрядов, которые не справлялись со своими обязанностями. Конечно, нарушений договорных условий было намного меньше, чем в первые годы работы стройотрядов. И все-таки каждый год были случаи, когда юноши и девушки теряли время на подсобных работах, страдали от бытовой необустроенности. Опытные командиры отрядов, которые не соглашались с плохим отношением к себе, находили других работодателей и уезжали, или присоединялись с разрешения принимающей организации к отрядам из своего учебного заведения, потеряв при этом время на урегулирование вопросов быта и питания, но получив возможность работать.
От стройотрядовцев ждали проявления инициативы и самостоятельности во всем, студенты должны были надеяться на себя даже в тех вопросах, решение которых было в компетентности принимающих организаций. Когда у отряда из ТИХМа начались простои из-за нехватки материалов, руководитель мехколонны №28 треста «ЦЧОсельэлектрострой» посоветовал ребятам послать в адрес заводов-поставщиков письмо с просьбой ускорить поставки материалов для студенческой стройки. Стройотрядовцы доказали свой авторитет, когда в штаб студенческих стройотрядов пришел ответ, а затем на стройку поступили необходимые материалы и оборудованиеКомсомольское знамя. 1971. 10 декабря..
Для решения проблемы с поставками материалов областной штаб стремился направлять отряды одного учебного заведения в один район или в соседние районы. Такой подход обеспечивал сравнительно хорошее снабжение студентов механизмами и строительными материалами, а также позволял администрации и комитетам комсомола учебных заведений более тщательно контролировать деятельность отрядов и оказывать помощь в организации их работы.
Появились новые направления деятельности студенческих отрядов: сельскохозяйственные отряды, отряды по монтажу оборудования, мелиорации земель, девичьи отряды штукатуров, отряды трудных подростков, механизаторов, отряды вожатых для летних детских лагерей, отряды медиков и другие. Ниже приведем краткую характеристику их деятельности.
Студенческие отряды нестроительного направления (СОНН) помогали решать проблемы с выполнением плана по численности областного отряда и производственной программы, возникавших из-за большого количества девушек в стройотрядах Тамбовской области. Данная ситуация сложилась из-за специфики учебных заведений. В Тамбовской области находился только один технический вуз и 7 технических техникумов из 14. Поэтому девушки в областном отряде составляли не менее 50% от общего числа бойцов. Отряды Тамбовского кооперативного и сельскохозяйственного техникумов, Мичуринского совхоз-техникума полностью состояли из девушек. Тяжелые строительные работы (выполнение земляных работ, бетонных, кирпичная кладка) были не по силам студенткам, из-за этого возникали простои, снижалась производительность труда.
В Тамбовской области первый отряд нестроительного направления (СОНН) был создан в 1972 году. Это был студенческий сельхозотряд, состоявший только из девушек, которые работали на уборке овощей и фруктов, обработке плантаций. Был организован отряд мелиораторов, который за два летних месяца проложил оросительные системы на площади 500 га, произвел обработку 350 га пастбищ, принял участие в строительстве 4-х прудов.
В 1978 году впервые был создан отряд проводников «Фаэтон» из студентов технологического факультета ТИХМа. Студенты принимали участие в обслуживании поездов на трассе Москва-БАМ-ВладивостокКомсомольское знамя. 1978. 1 декабря.
На кафедре «Строительство зданий и сооружений» Тамбовского института химического машиностроения в 1987 году был образован научно-производственный отряд «Зодчие». Он занимался научной разработкой на тему «Строительство жилых зданий с наружным слоем из облицовочного кирпича, и его влияние на теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций. Частичная перепланировка дома». В соответствии с собственным проектом отрядом был построен 2-х квартирный жилой дом с надворными постройками в совхозе «Авдеевский»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.34. Д.33. Л.15..
В рамках стройотрядов в начале 1970-х годов по инициативе комитетов комсомола появились новые направления в студенческой деятельности, особые отряды, занимающиеся педагогической и социально-педагогической работой с юным поколением. Появилась новая уникальная разновидность студенческих отрядов ОСиПы (отряды студентов и «трудных» подростков). В таких отрядах на 7-10 студентов приходилось 30-35 подростков. Структура коллектива оставалась той же, что и в студенческих отрядах. Принципиальное отличие было в том, что бойцами (а иногда и бригадирами) были «трудные» подростки, состоящие на учете в детских комнатах милиции. Студенты в бригадах являлись командирами, комиссарами, поварами, медсестрами, иногда бригадирами. В Тамбовской области такие отряды стали создаваться с 1969 года. В составе отрядов Тамбовского и Мичуринского пединститутов вместе с бойцами трудились 4 подростка, направленные из детской комнаты милицииГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.5. Д.36. Л.6..
Одним из ярких примеров работы стройотрядовцев с «трудными» подростками является созданный в Тамбовском педагогическом институте в 1974 году подростковый строительный отряд «Искра», в его составе находилось 60 детей, рекомендованных детской школой милиции, всего же в составе областного отряда работали 256 трудных подростков. Возглавлял отряд командир, депутат районного совета, секретарь Ленинского РК ВЛКСМ, будущий первый мэр г. Тамбова Валерий КовальВ будущем В.Н. Коваль стал первым
мэром, почетным гражданином г. Тамбова.. Отряд работал над балластировкой железнодорожного пути на станции КондауровкаГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.6. Л.59,61.. По опыту отряда «Искра» был создан отряд из трудных подростков и при Мичуринском пединституте. Необходимо отметить тот факт, что студенты-воспитатели были обычно лишь на два-четыре года старше подростков, за плечами которых нередко были и самые настоящие уголовные преступления.
Традиция брать в отряды трудных подростков позволила десяткам мальчишек, которых считали неисправимыми, под воздействием атмосферы студотряда поменять свое отношение к жизни. Уникальность ситуации была в том, что общаясь с воспитателями на «ты», подростки в течение того или иного летнего месяца будто преображались, активно участвуя как в общественно-полезном производстве, так и в различного рода воспитательно-развлекательных мероприятиях. Особенно любили ездить подростки с отрядами из ТИХМа, знали, что там с ними будут разговаривать как с взрослыми, доверять серьезную работу и обязательно научат какой-либо строительной специальностиТамбовская жизнь. 1992. 5 августа..
Подводя итоги третьего трудового семестра, командир отряда «Искра-74» В. Коваль отмечал, что подобные отряды много дают и для студентов, будущих педагогов: «… Мы вели себя с подростками как товарищи, хотя грань во взаимоотношении с ребятами была, никакого панибратства, легкого авторитета. Если бы можно было — провел бы через этот отряд каждого студента пединститута»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.6. Л.59-60..
Благодаря студенческим отрядам подростки хотя и не всегда добровольно, приобщались не только к общественно-полезному труду, но и культуре, носителями которой в данном случае были студенты пединститута. Опыт подростковых ССО конечно не надо идеализировать. За месяц невозможно вырвать человека из криминальной среды навсегда. Но даже частичные успехи в этом и спустя тридцать лет кажутся выдающимися.
Самым важным итогом подобной работы являются не экономические показатели, а тот факт, что по рекомендациям штаба стройотрядов с учета снимали в детских комнатах милиции каждый год несколько подростков. Большинство из них стало лучше учиться, активно принимать участие в общественно-полезном труде, в целом исправило свое поведение.
Одной из интересных форм деятельности студенческих отрядов было создание лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах строительного или сельскохозяйственного профиля. Студенты из состава студенческих отрядов, пройдя предварительную подготовку, осуществляли педагогическую деятельность. В дальнейшем это послужило основой для создания педагогических отрядов. Так, летом 1984 года проявили инициативу комсомольцы Тамбовского педагогического института во главе с секретарем комитета ВЛКСМ А. Ильиным. Был создан экспериментальный студенческий педагогический отряд. Студенты не испугались трудностей, им необходимо было сдать досрочно сессию, так как условия работы в отряде требовали выезда почти на все лето.
Этим направлениям в работе студентов были чужды форсирование количества отрядов и численности бойцов, формализм и поспешность как при подборе бойцов в отряд, так и при заключении договоров. Если допустить эти ошибки, то при работе с детьми они сказывались на взаимоотношениях студентов и подростков, на воспитательном процессе, поэтому секретари комитетов комсомола и командиры штабов при рассмотрении заявлений отдавали предпочтение тем юношам и девушкам, которые любят детей и имеют опыт работы с коллективом. Благодаря педагогическим отрядам школьники, как и студенты, получали возможность за время летних каникул заработать на новый костюм и обувь для выпускного, и не нужно было брать деньги с родителей. Поэтому школьники стремились попасть в стройотряды.
Из статуса экспериментальных педагогические студенческие отряды перешли в 1985 году, когда вышло постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, благодаря которому педагогические отряды получили правовой статус и стали составной частью Всесоюзного студенческого отрядаКомсомольское знамя. 1985. 22 мая.. С этого года на них стали распространяться все организационные принципы Всесоюзного стройотряда, в том числе добровольность и самостоятельность. Отряды вожатых, в первую очередь, направлялись в те пионерские лагеря, где они могли действовать на правах самостоятельного педагогического коллектива, численность таких объединений составляла в среднем 15 человек.
Постепенно принципы организации работ в стройотрядах стали переходить и на осенние уборочные работы, в которых учебные заведения области постоянно принимали участие, помогая подшефным колхозам и совхозам убрать урожай. Начиная с 1979 года, участие в таких работах стало организовываться преимущественно по типу студенческих отрядовКомсомол в вузе… С.160., что позволило на 20% сократить количество привлекаемых на уборку урожая студентов и учащихсяРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.4. Л.13.. Организация работы молодежи, таким образом, позволяла сократить сроки уборки урожая и повысить производительность труда. Доля отрядов, организованных по принципу ССО, с каждым годом увеличивалась в общем объеме задействованных на осенних сельхозработах. В 1983 году она составила почти 100%.
Определенную роль внесли студенческие отряды в развитие транспортной инфраструктуры страны, выступив с инициативой по проведению операции «Дороги Родины», которая была одобрена 14 февраля 1977 года совместным постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ и Минвуза СССР. В результате этой инициативы студенческими отрядами Тамбовской области был выполнен значительный комплекс работ по строительству, ремонту, благоустройству и озеленению ряда автомобильных дорог общесоюзного значения. Только за 1981-1982 годы было построено 7 км. дороги, отремонтировано – 60 км дороги, а также 44 сопутствующих объекта и т.д. В целом был выполнен объем работ на сумму 982 тыс. рублейГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.22. Д.55.
Л.31. Оп.20. Д.57. Л.42..
Часть заработанных денег стройотрядовцы передавали в детские дома, сельские школы, дома культуры, различные фонды, например, фонд строительства объектов города Гагарина, фонд XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москва и т.п.
При больших объемах основной работы стройотрядовцы не отказывали в помощи колхозам и совхозам. Директор совхоза попросил помощи у отряда «Ваятель» из ТГПИ. 10 студентов были отправлены командиром на сенокос. В течение 2-х недель ребята работали на уборке и заготовке кормов, причем они не могли отказаться, т.к. областным штабом было поручено каждому отряду принять участие в операции «Жатва»Комсомольское знамя. 1975. 25 июля.. Многие отряды независимо от установок штаба сами помогали сельчанам, когда временно не было работы на стройплощадках. Так, студенты отряда «Квант» (командир С. Герасимов) в воскресные дни помогали колхозникам скирдовать сено, засыпать зерно в склад, ремонтировали здание школы. И все это они делали безвозмездноКомсомольское знамя.1971. 14 ноября.. Надолго запомнились местным жителям ребята из отряда «Омега» ТГПИ. 20 июля 1972 года во главе с командиром Н. Доброковым ранним утром бойцы отряда потушили пожар, спасая дом колхозника. Ребята справились за 45 минут, приехавшие пожарные не понадобилисьКомсомольское знамя. 1972. 23 августа..
Благодаря бескорыстию студентов в рамках движения «Комсомол — сельской школе» безвозмездно подготавливались школы к новому учебному году. Объясняли стройотрядовцы свою мотивацию следующими словами: «Мы понимаем, что заниматься в отремонтированных классах сельской детворе будет приятно»Комсомольское знамя. 1975. 25 июля.. Например, отрядом «Монолит» Моршанского строительного техникума (в нем состояло 27 бойцов) было взято шефство над Новочеркасской 8 летней школой Сосновского района. Студенты осуществляли ремонт школы. Силами бойцов стройотряда укомплектовывались и оформлялись кабинеты, лаборатории и технические пункты. Школе передавалась учебно-методическая литература, в библиотеку – художественные книгиГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.16. Д.57. Л.57..
Показатели Всесоюзного студенческого стройотряда на этом направлении работы были колоссальными. Например, в 1986 году бойцами стройотрядов страны был проведен ремонт 9,5 тыс. школ и интернатов, оказана шефская помощь 5 тыс. клубных учреждений, было реконструировано и отремонтировано свыше 11 тысяч простейших спортивных сооруженийРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.438. Л.16-17..
В дальнейшем руководители отрядов при знакомстве с местом дислокации составляли характеристики (так называемые «объективки») на сельские школы, в которых определялся вид работ, и на основе этих характеристик принимали конкретные планы или обязательства помощи школе. Помимо заботы об укреплении материальной базы школГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.9. Д.53. Л.18., студенты оказывали помощь учащимся в учебе, организовывали консультационные пункты по подготовке сельской молодежи в вузы и техникумыГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.9. Д.53. Л.55.. Отрядом «Эврика» из ТИХМа для сельских школьников был организован лагерь-спутникКомсомольское знамя. 1975. 13 июля..
Бойцы отряда «Омега», который был сформирован из студентов физико-математического факультета Тамбовского пединститута, организовали на селе бюро добрых услуг по ремонту бытовой техники, по своей инициативе электрифицировали два совхозных жилых дома, наладили клубную радиоаппаратуруКомсомольское знамя. 1976. 4 августа..
Работа стройотрядовцев, направленная на помощь местному населению, позволяла налаживать долговременные отношения с колхозами, в которых работали студенты. Шефство над ветеранами, помощь школам – все это способствовало созданию дружественной атмосферы в отношениях между студентами и жителями поселков. В качестве примера приведем слова В. Прохоровского, бойца отряда «Эврика-75» из ТИХМа: «На прощальной линейке председатель колхоза пожимал нам руки и приглашал будущим летом приезжать снова. Мы чувствовали себя очень счастливыми, нужными людям. Именно тогда я впервые с особой остротой почувствовал свою причастность к большому важному делу. Сознание этого и зажгло в душе искорку той романтики, которую в последующие годы не смогли погасить никакие трудности. Нас серьезно, по-деловому, проверили, оценили наше старание, мы поняли, что необязательно за романтикой ехать в Сибирь»Комсомольское знамя. 1975. 26 октября..
Наладить дружественные отношения с работниками предприятия и населением помогали и созданные в каждом отряде агитбригады, лекторские группы, редколлегии. Лекторские группы состояли из 3-5 человек, которые готовились на базе факультетов общественных профессий, школ молодого лектора. Часть лекций разрабатывалась совместно с кафедрами общественных наук и в рамках курсов социально-экономических дисциплин. В лекторской пропаганде также использовались студенческие научные работы и рефераты.
В агитбригаде каждый боец мог проявить свои дарования: кто-то хорошо читал стихи, а кто-то играл на гитаре, замечательно танцевал или сочинял юморески. Выступления агитбригад помогали отрядам положительно настроить по отношению к себе рабочих предприятий, в которых они работали, в целом местное население. Знакомство происходило в непринужденной обстановке. В качестве примера приведем ситуацию, которая сложилась в 1975 году в отряде «Рубин» Тамбовского пединститута. В его составе было 30 девушек. Направили их на строительство санатория «Инжавинский». Конечно, встретили их настороженно. В первые дни случалось, что рабочие забирали себе раствор и бетон, привезенные на стройку для отряда. Крановщик мог уйти и оставить студенток без работы на несколько часов. Но все наладилось после выступления агитбригады, которая выступила с сатирическими частушками на эти темы. Концерт всем понравился. Между бойцами и рабочими постепенно установились доброжелательные отношения. До окончания трудового семестра чувствовалась поддержка рабочих, они давали практические советы, нередко заканчивали свои дела и помогали девушкам. А в свободные минуты просили артистов спеть. Перед отъездом собрались все вместе. Пели и «артисты», и зрителиКомсомольское знамя. 1975. 26 октября..
Этот факт подтверждают и слова бригадира отряда проводников (СОП) Е. Булгакова: «Проводимая нами культурно-массовая работа – читка лекций и выпуск боевых листков располагала к нам пассажиров, они были всегда доброжелательны к молодым проводникам и делали наши путешествия замечательнымиНародный учитель. 1984. 13 сентября..
В 1974 году впервые были созданы агитбригады из учащихся музыкального и культурно-просветительного училищ г.Тамбова. Маршруты агитбригад пролегали по 12 районам области. Их участники давали концерты, читали лекции, активно пропагандировали студенческое строительное движение. На проведенных 46 концертах присутствовало более 4 тыс. жителей сел и городовГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.6. Л.49.. Конечно, уровень их подготовки был намного выше, чем у бригад, созданных при ССО. Чтобы улучшить и развить агитационно-художественные бригады стройотрядов, повысить идейный и художественный уровень их репертуара, Областной штаб ССО совместно с областным правлением общества «Знание» и отделом культуры проводили смотр-конкурс агитбригад и лекторских групп студенческих отрядовГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.6. Л.48.. Наиболее пристальное внимание было обращено на лекции по гражданскому праву и комсомольской тематикеГАСПИТО. Ф.П-8877. Оп.1. Д.30. Л.2..
Участники операций «Долг» и «Вахта памяти». оказывали помощь семьям погибших воинов, героям, ветеранам войны и труда в ремонте жилья, обработке приусадебных участков, заготовке топлива и других работахГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.9. Д.6. Л.56.. Например, несколько бойцов отряда «Эврика» из ТИХМа вечером отправлялись к ветерану труда, одному из сельских старожилов С.Н. Жегалкину, чтобы помочь по хозяйствуКомсомольское знамя. 1975. 13 июля.. Многие отряды шефствовали над братскими могилами, обелисками.
О действенности патриотического воспитания в стройотрядах можно судить по тому, как распорядились заработанными летом деньгами студенты педучилища №2. В сентябре они организовали поход по местам боев 18-ой армии. Они побывали в Новороссийске, на «Малой земле», откуда привезли священную землю и на торжественном заседании в честь 60-летия Октябрьской революции передали ее в музей педучилищаГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.28. Д.76. Л.40.. И это не единственный пример, говорящий о ценностях и приоритетах, которые воспитывались у молодежи в то время. Из года в год расширялись формы и виды идейно-воспитательной работы студентов, совершенствовалась работа факультетов общественных профессий, школ молодого лектора, научных кружков на кафедрах и др.
В честь Дня физкультурника Тамбовским городским отрядом и отрядом «Энергия» (МЭИ) на стадионе «Динамо» был организован и проведен большой спортивный праздник. В 1985 году Мичуринским зональным отрядом была проведена тематическая неделя «Город, в котором ты работаешь и учишься», посвященная 350-летию Мичуринска. Помимо проведенного субботника по благоустройству, стройотрядовцами были организованы тематические вечера «Город старый, город новый», на которых присутствовали старожилы и краеведы МичуринскаКомсомольское знамя. 1985. 28 августа..
Культурно-массовая работа внутри отряда и среди местного населения проводилась в обеденный перерыв и в вечернее время. Агитбригады студенческих стройотрядов читали лекции, выступали с концертами в клубах, на полевых станах, выпускали информационные листки для сельских жителей. Большим успехом у местных жителей пользовались беседы и диспуты, в некоторых колхозах бойцы читали лекции по местному радио.
В отрядах регулярно проводились комсомольские собрания и заседания штаба, политинформации, беседы, лекции, встречи с интересными людьми, дискуссии, тематические вечера, спортивные соревнования. Штабы отрядов уделяли внимание благоустройству и художественному оформлению лагерей. Каждый отряд имел флаг, эмблему, лозунг и призыв. Оформлялись Ленинские комнаты, комнаты отдыха, студенческие столовые и кафе, где проходили встречи, дискуссии, «Огоньки» в честь именинниковГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.9. Д.6. Л.62-65.. Активно работали редколлегии отрядных стенных газет, которые выпускали «Боевые листки», листовки «Комсомольского прожектора», молнии, оформляли фотовитрины.
Празднично проходили слеты студенческой молодежи. Например, в 1975 году восьмой областной слет проходил в помещении Тамбовского драматического театра им. А.В. Луначарского, зал был заполнен юношами и девушками в стройотрядовской форме с эмблемами. Выступали секретарь обкома, комиссар областного стройотряда, в торжественной обстановке были награждены победители социалистического соревнованияКомсомольское знамя. 1975. 29 октября..
Анализируя отчеты о деятельности студенческих отрядов, убеждаешься в том, что стройотряды – это одна из наиболее перспективных форм воспитания учащейся молодежи. Студенческие годы во многом именно благодаря стройотрядам становились периодом интенсивного идейного и нравственного становления, общеобразовательного и профессионального роста, всестороннего гармоничного развития личности. Культмассовая работа стройотрядов позволяла труженикам предприятий и строек, местному населению ближе знакомиться с достижениями советской литературы и искусства, национальными обычаями, достижениями нашей страны в различных областях. Лекции и выступления агитколлективов, единые политдни, вся совместная работа стройотрядовцев и комсомольских организаций на местах помогали создать дружественный микроклимат в коллективах, раскрыть способности студентов.
В студентах было много романтики, душевности, сплоченности, того, что характерно для молодежи любого времени. Кроме хозяйственного значения в стройотрядовском движении была духовная польза – стройотряд давал молодежи чувство нужности своему государству. ССО научили молодежь не только потребительски относиться к жизни, но и что-то привносить в нее. Огромное уважение вызывает отношение ребят к труду, их помощь пожилым людям, работа с безнадзорными детьми.
К факторам, которые должны были положительно влиять на производительность труда в стройотрядах, можно отнести разработанное в 1977 году Центральным штабом ССО Положение о «Студенческом знаке качества», который присваивался объектам, сданным в эксплуатацию с оценкой отлично, а так же социалистическое соревнование. Результатом внедрения первого показателя стало усиленное внимания студентов к вопросам рационального и бережного использования строительных материалов, топлива, машин и механизмов. Экономия производственных ресурсов стала приоритетным направлением деятельности стройотрядов, и, как следствие, стали появляться лицевые счета эффективности и качества. Снижалась себестоимость объектов и вместе с экономией строительных материалов повышалось качество производственных работ. В отрядах была развернута борьба за качество строительства, экономию строительных материалов, рационализацию и изобретательство.
