Первый Тамбовский областной студенческий строительный отряд был сформирован в 1968 годуСтуденчество Тамбовщины и ранее во время летних
каникул привлекалось к строительству значимых объектов
области, но отсчет начала развития стройотрядовского движения
в области приято вести с 1968 года, так как именно в мае
1968 года был создан областной Штаб студенческих
строительных отрядов.. Всего в него вошло 2887 человек (Тамбовский городской отряд состоял из 1420 человек, Мичуринский районный отряд – из 780 человек, Уваровский районный отряд – из 485 человек). Большая часть (около 2 тыс. человек) состава были юноши и девушки в возрасте до 20 летГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 4. Д.32. Л.30.. Сформирован был отряд на базе 13 учебных заведений, из которых 5 – вузы.
Перед партийными организациями была поставлена задача оказывать отрядам «всемерную помощь, обеспечивающую высокую эффективность их труда», а также рассматривать участие студентов в отрядах как «…неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, способствующую воспитанию у студентов политической зрелости, организаторских навыков, коллективизма и товарищества»Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ
(янв. — дек. 1967). М., 1968. С.61-65.. Движение студенческих отрядов стало делом государственной важности по воспитанию молодого поколения.
Первые годы становления стройотрядовского движения на Тамбовщине были сложными из-за отсутствия опыта организации массового участия студентов в производстве. Поспешно проводился набор студентов комитетами комсомола учебных заведений, наблюдался формальный подход при формировании отрядовРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.1. Д.140. Л.1., договора заключались без учета специфики возможностей студенческих отрядов. На стройках выяснялось, что указанные в договорах работы студенты не могут выполнять из-за отсутствия профессиональных навыков. Поэтому студентов использовали в основном на подсобных работах, не указанных в договоре. Естественно, ни о каком хорошем заработке и освоении капиталовложений на этих работах говорить не приходилось. Принимающие организации, как правило, были не готовы к встрече студентов. Негативное отношение строительных организаций к студентам остужало боевой дух стройотрядовцев.
Первый опыт участия в стройотрядовском движении не принес положительных эмоций тамбовским студентам, оказался несколько неудачным из-за безинициативности и нежелания комсомольских лидеров взять ответственность на себя. Но, несмотря на недостатки, Тамбовский областной отряд внес существенный вклад в областное строительство, освоив 1 млн. 24 тыс. рублей капиталовложенииГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.32.. Средняя выработка на 1 члена отряда за весь период работ по Тамбовской области составила 350 рублей. Объем работ, выполненный областным отрядом, составил 61,4% договорного плана. Бойцы приняли участие в строительстве более чем 100 объектов промышленного, жилищного и культурно-бытового назначения. Особенно был эффективен труд студентов на сельской электрификации и связи, где отрядами было сдано в эксплуатацию 185 км линий электропередач и 33 км линий связи. Были электрифицированы 332 жилых дома, 61 объект культурно-бытового и производственного назначения, установлены 1953 светоточки, произведен монтаж 21 трансформаторной подстанцииГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л. 41..
Для соблюдения норм техники безопасности на стройках в областном отряде была создана спецслужба технической инспекции, которая осуществляла контроль за выполнением студентами правил техники безопасности. В начале рабочего периода проводилась «Неделя по технике безопасности», в течение которой проверялось общее состояние в отрядах, проводились беседы со студентами о правилах техники безопасности, проверялись рабочие места, условия труда и отдыха. Были выявлены случаи, когда строительные организации не соблюдали правила техники безопасности и не инструктировали бойцов. Районные штабы обязывали прорабов устранять недостатки и наводить порядок на стройплощадках, где работали отряды.
Помимо решения производственных задач, отрядами были проведены различные мероприятия в честь 50-летия ВЛКСМ и 10-летия Всесоюзного движения студенческих стройотрядов. Велась внутриотрядная работа, в студенческих коллективах выпускались стенгазеты, боевые листки, организовывались походы в кинотеатр, проводились вечера советской песни и поэзии, было развернуто соревнование за звание лучшего отряда по политмассовой и спортивной работе. Бойцами стройотрядов для строителей и местного населения был прочитан цикл лекций о комсомоле, были организованы совместно с местной молодежью соревнования, спартакиады.
Показательным для комсомольских организаций области был проведенный 14 июля в г. Уварово праздник «День студента-строителя», посвященный 10-летию ССОГАСПИТО.Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.45. Благодаря взаимодействию комсомольской организации с коллективами стройотрядов и принимающей организацией, был подготовлен хороший вечер отдыха и дружбы. Праздник проходил на пляже берега реки Ворона. В нем принимали участие студенты ТИХМа, ТГПИ и молодежь химзавода. После торжественной части агитбригадами студенческих отрядов ТГПИ и ТИХМа был дан концерт художественной самодеятельностиГАСПИТО.Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.40..
1 августа во Всесоюзном студенческом отряде проводился «День ударного труда» и шефства над пионерией Сибири и Дальнего Востока. Средства, заработанные тамбовскими студентами в этот день (1416 рублей) были перечислены в фонд строительства Сибирского пионерского комплексаГАСПИТО.Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.48.. В дальнейшем проведение таких благотворительных акций стало традицией стройотрядовского движения, и каждый год бойцы отрядов работали несколько дней с благотворительными целями.
За лучшие производственные показатели в трудовом семестре памятным знаменем обкома ВЛКСМ «Лучший отряд юбилейного года» был награжден отряд «Энергия» Тамбовского института химического машиностроения, который возглавляли командир В. Ткачев и комиссар В. Диденко. Лучшим отрядом по политико-воспитательной и культурно-массовой работе был назван стройотряд «Мажор-1» Тамбовского филиала МГИК. Была отмечена хорошая работа отрядов «Химик» Мичуринского госпединститута, «Строитель» Тамбовского культпросветучилища и «Горизонт» Тамбовского автодорожного техникума. Лучшим бойцам отрядов были вручены значки «Молодой передовик производства»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.20..
По итогам первого года работы в рядах Всесоюзного ССО областной штаб сделал вывод, что в будущем не стоит использовать студентов на крупном промышленном, а также городском строительстве. Руководство штаба посчитало, что рассредоточение отрядов по многим объектам снижает воспитательную роль, затрудняет управление и контроль за их деятельностью. Но это было заблуждением. Основная причина была в плохой организации подготовительного периода и дальнейшей работы отрядов, в низкой требовательности и отсутствии должной принципиальности со стороны руководителей отрядов в отстаивании принципов студенческого строительства. И, конечно, сказывалось отсутствие опыта в организационной работе.
Не очень хорошее начало студенческого трудового движения в Тамбовской области отпугнуло студентов и учащихся от участия в летних работах в составе студенческих строительных отрядов. Поэтому в 1969 году число бойцов в областном отряде уменьшилось почти в 2 раза, хотя подготовительный период начался в декабре 1968 года и проходил в 4 этапа с соблюдением всех уставных принципов и норм. С декабря по февраль проходил первый этап. В эти месяцы осуществлялся подбор и утверждение вузовского подготовительного штаба, в состав которого целесообразно было включать студентов, уже имеющих опыт участия в третьем семестре, преподавателей, комсомольских активистов, представителей ректората, профкома. Возглавлял штаб, как правило, один из заместителей секретаря комитета комсомола.
Второй этап (с февраля по март) включал в себя формирование линейных отрядов. Практика показывала, что создание дружного и сплоченного коллектива шло успешно, когда отряд комплектовался на базе одной или нескольких параллельных групп. Вопросы участия комсомольцев в трудовом семестре обсуждались на собраниях групп, курсов, факультетов. Окончательно состав отрядов утверждался на заседании комитета комсомола.
Участие юношей и девушек в летних работах должно было носить добровольный характер. Поэтому ответственной задачей комитетов комсомола и подготовительных штабов являлась широкая пропаганда целей и задач патриотического движения ССО, его значения для народного хозяйства, трудовых традиций воспитанников высшей школы. В целях агитации использовалась стенная и многотиражная печать, передачи местного радио и телевидения. Для усиления пропаганды молодежного движения при областном штабе была создана пресс-группа для постоянной подачи информации и взаимодействия с радио и газетами областиГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.5. Д.36. Л.8.. Во многих учебных заведениях были созданы уголки трудовой славы, оформлялись специальные стенды, организовывались встречи с участниками трудового семестраКомсомол в вузе. М.1981. С.155.. В результате этой работы каждый студент должен был считать участие в отрядах своим долгом и делом чести.
Ответственный этап подготовительного периода проходил в последние его месяцы (с апреля по май), проводилась разносторонняя подготовка отрядов и договорная кампания. При его проведении руководствовались такими принципами, как организационная и производственная самостоятельность, конкретность фронта работ, обеспеченность объектов строительными материалами и механизмами. Студенческие коллективы должны были стремиться к установлению прочных деловых контактов с хозяйственными организациями, и к долгосрочному сотрудничеству.
Большая роль отводилась профессиональной подготовке и подготовке по технике безопасности участников летнего семестра. Комитеты комсомола и штабы ССО организовывали занятия на базе учебных комбинатов, техникумов и ПТУ строительного профиля, соответствующих кафедр вузов. К обучению привлекались квалифицированные работники строительных организаций, медицинских учреждений, пожарной охраны, юридических служб, сотрудники областного штаба ССО, а также преподаватели кафедры охраны труда учебных заведений. После завершения программы обучения у бойцов ССО принимали экзамены с занесением результатов в экзаменационные ведомости и выдачей индивидуальных талонов по технике безопасности, дающих право на вступление в стройотряд. В ходе медицинской подготовки проводился медицинский осмотр, профилактические прививки, обеспечение отрядов медикаментами, научно-популярной литературой и методической медицинской литературой, предусматривался подбор и обучение санитарных инструкторов, квартирьеров и поваров.
В 1969 году удалось набрать отряд численностью 1602 человека. Впервые в Тамбовской области был сформирован выездной отряд, который успешно трудился в Уральской области КазахстанаГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.24. Д.61(а). Л.4. Газета «Правда» сообщала, что студенты Тамбова «… овладевают новыми профессиями плотников, каменщиков, маляров, штукатуров, а в свободное время выступают с концертами перед тружениками Чапаевского района Уральской области»Правда. 1969. 10 июля.. Были созданы 3 пионерских лагеря «Спутник» для отдыха пионеров и проведения шефской работы бойцами стройотрядов. В населенных пунктах, где работали стройотрядовцы, были открыты консультационные пункты по работе с молодежью. В них студенты помогали сельской молодежи подготовиться для поступления в учебные заведения.
Основные моменты жизнедеятельности и достижения стройотрядовцев отражались и одновременно пропагандировались в областных газетах «Комсомольское знамя», «Тамбовская правда», вузовских многотиражках «Народный учитель» (Тамбовский госпединститут), «За инженерные кадры» (ТИХМ), в районной печати. Но в эти годы не печатались материалы, критикующие какие-либо промахи в организации работы стройотрядов. Материалы, освещающие фактическую ситуацию в студенческих отрядах в области, с элементами ее критики появились в газетах лишь с 1971 года.
Второй в истории Тамбовской области студенческий строительный отряд выполнил планируемый объем работ только на 47%. Основной причиной невыполнения плана явилась полная смена состава ССО, причем 58% составляли учащиеся средне-специальных учебных заведений. Отразилась на результатах и низкая квалификация членов отрядов, в учебных заведениях Тамбовской области было плохое положение дел с инженерными кадрами. Поставщиком мастеров для линейных отрядов был только Моршанский строительный техникумГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.4. Д.32. Л.65..
Но все учатся на своих ошибках. Проанализировав деятельность за два года существования ССО в Тамбовской области, Центральный штаб разработал инструкции по организации и проведению обучения личного состава ССО технике безопасности. Было пересмотрено отношение комитетов комсомола к вопросу назначения мастеров, командиров, комиссаров, разработан ряд положений о порядке проведения подготовительного периода.
Организационно-производственная структура областного отряда Тамбовской области несколько отличалась от той, которую рекомендовал Центральный штаб Всесоюзного ССОЕрмошин Г.Т. Студенческий отряд и хозяйственная
организация: правовые вопросы. М., 1987. С.21.. Линейные отряды непосредственно подчинялись областному штабу, в структуре Тамбовского отряда отсутствовало одно звено – районные штабы. По мнению Областного штаба Тамбовской области, они снижали оперативность руководства линейными отрядами. На деле же, отдаленность от областного центра отрядов в среднем составляла 70 км и студенты на время проведения третьего трудового семестра оставались без оперативного вмешательства, один на один со своими проблемами. Проанализировав итоги 1969 года, областной штаб счел необходимым создать районные или зональные штабы для улучшения оперативного руководства линейными отрядами.
В обращении участников Первого областного слета ССО были названы основные направления, для успешной работы в летнем (третьем) трудовом семестре: «… Необходимо проводить более тщательную и продолжительную работу по формированию и подготовке отрядов к летним работам, организовать разностороннюю профессиональную учебу будущих членов строительных отрядов, и конечно беспрекословное выполнение требований Устава Всесоюзного Студенческого строительного отряда»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.4. Д.35. Л.20..
Устав был принят в январе 1970 года на расширенном заседании Центрального штаба ССО при ЦК ВЛКСМРГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.5..Он содержал 6 разделов: прием в члены отряда, обязанности члена отряда, организационная структура отряда, основные принципы руководства отрядом, отрядная символика, поощрения и наказания. В уставе так же отмечалось, что за несоблюдение «сухого» закона, игру в карты и несоблюдение правил техники безопасности следует немедленное исключение из отряда. Устав вступал в силу с начала формирования отряда и требовал соблюдения единства трудового, идейно-политического и нравственного воспитания. Стройотряды были призваны вести общественно-политическую работу среди молодежи и населения. Выделялись следующие ее направления: агитационная пропаганда; культурно-массовая работа; шефская работа; военно-патриотическая работа; помощь сельской школе; спортивная работа; организация внутриотрядной жизни; социалистическое соревнование.
Мероприятия по этим направлениям разрабатывались в течение учебного года, поэтому третий трудовой семестр являлся неразрывной частью всего учебно-воспитательного процесса учебных заведений. В политико-просветительной и культурно-массовой работе были задействованы все структуры учебного заведения.
С 1970 года студенческое строительное движение в Тамбовской области стало на путь динамичного развития. Больше внимания стало уделяться медицинскому обслуживанию отрядов. Более строго стали относиться к бытовым условиям, в которых находились бойцы отрядов. Размещали студентов в школах, вагончиках, палатках. Площадь на 1 человека составляла 2,5-3 м2. Водоснабжение осуществлялось из колодцев и водопровода, артскважин. На стройках вода была в бочках для воды или в ведрах. Питались студенты по-разному, некоторые отряды готовили сами из продуктов отпускаемых колхозом и совхозом из расчета 80 копеек – 1 рубль на человека в день, некоторые в столовых, их питание обходилось — 1 рубль 20 копеек в деньГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.7. Д.56. Л.22..
Роль руководства отрядов возрастала с каждым годом пропорционально увеличению численности бойцов. Областной штаб нес ответственность за подготовку коллективов, способных к проведению серьезной производственной, шефской и внутриотрядной работы. В 1975 году он размещался в помещении обкома ВЛКСМ и занимал 4 комнаты полезной площадью 95 м2, а так же имел в распоряжении новый автомобиль модели УАЗ-469ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.10. Д.62. Л.18,20.. Он осуществлял руководство всеми студенческими отрядами, расположенными на территории Тамбовской области, а также вел аналитическую работу по подведению итогов завершившегося трудового семестра и планировал работу следующего. Его штат состоял из командира, комиссара, главного инженера, комсомольских работников, командиров и работников зональных штабов, наиболее опытных комиссаров отрядов.
Районные (зональные) штабы ССО создавались в крупных учебных заведениях или в городах (городские подготовительные штабы). Штат каждого районного (зонального) штаба состоял из командира, комиссара, инженера отряда, работников партийных, комсомольских, хозяйственных органов, командиров нижестоящих структурных подразделенийГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.7. Д.120. Л.3.. К руководству зональными стройотрядами областной штаб стремился привлекать наиболее авторитетных и подготовленных студентов и преподавателей, имеющих опыт работы в отрядах.
Но в решении этих же задач должны были принимать непосредственное участие и комсомольские организации. Поэтому часто между комитетами комсомола и штабами студенческих стройотрядов возникала проблема разграничения между ними обязанностей. Комитеты комсомола и партбюро должны были владеть информацией о ходе работы в подготовительный и рабочий периоды, знать о проблемах в студенческих стройотрядах, сообща со штабами решать их, вести совместную работу в отрядах: проводить заседания штаба, факультетские комсомольские собрания. В рабочий период именно комитету комсомола было поручено обеспечивать гласность соцсоревнования, но и штаб не мог оставаться в стороне от этой информации. В итоге получалось дублирование работы друг друга, так как задачи были общие, необходимо было объединять усилия. Поэтому зачастую член комитета комсомола являлся членом подготовительного штаба стройотрядов.
В Тамбовском пединституте решили эту проблему, создав сектор студенческих стройотрядов при комитете комсомола, а также назначив в 1971 году секретаря комитета комсомола командиром вузовского студенческого стройотрядаКомсомольское знамя. 1971. 10 декабря.. Благодаря этому комитет был всегда в курсе штабных дел, и штаб знал, что планировал комитет комсомола по вопросам стройотрядов. Но при таком решении вопроса роль штаба сводилась к нулю. Комитеты были призваны направлять и помогать, а фактически, они контролировали работу штаба. В ходе трудового семестра, если в отряде возникали проблемы, то члены штаба при поиске виновных зачастую перекладывали вину на комитеты комсомола учебных заведений отряда. Последние во всем обвиняли командиров и комиссаров линейного отряда и членов подготовительного штаба. Происходило это из-за того, что комитет комсомола активно участвуя в жизни стройотрядовцев в подготовительный период, тем самым отодвигал штаб на второй план, но когда начинался рабочий период, комитет отходил от дел и перекладывал работу на штаб, в этой ситуации страдали только стройотрядовцы, так как иногда элементарные проблемы не находили решения.
Ситуация немного прояснилась после того, как в июле 1973 года ЦК ВЛКСМ изменил статус центрального, республиканских, краевых и областных штабов ССО. Они стали действовать на правах отделов соответствующих комсомольских органовДокументы ЦК ВЛКСМ. М., 1973. С.227-230..
В 1970-е годы структура Всесоюзного ССО окончательно сформировалась, были разработаны и приняты документы, регламентирующие его работу. Сформировались традиции студенческих строительных отрядов: сухой закон с момента отъезда и до возвращения в родной вуз, система внеочередных нарядов за нарушение дисциплины, посвящение новичков в бойцы ССО, концерт в день строителей, концерты агитбригады для местных жителей, спортивные мероприятия, шефская помощь местным школам (ремонтные работы, подарки в библиотеки, учебные лаборатории), руководство кружками для школьников.
Основной организационной единицей областного и всесоюзного отрядов являлся линейный студенческий отряд, руководство его жизнедеятельностью, было возложено на штаб, который утверждался комитетом комсомола соответствующего учебного заведения.
Формирование отрядов в области производилось по двум принципамГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.7. Д.120. Л.19.:
1)В техникумах: учебная группа = отряд.
2)В вузах: учебная группа = бригада, факультет = отряд.
С 1975 года в техникумах планировалось изменить эту форму организации, по принципу «группа = бригада, курс = отряд»ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.10. Д.61. Л.10., такой подход позволял выявить наиболее авторитетных студентов в коллективе, а также уменьшить количество девушек в отрядах.
При любом подходе не должен был нарушаться основной принцип формирования отряда – добровольность. Однако принятое в 1970 г. постановление бюро ЦК ВЛКСМ по формированию Всесоюзного ССО, в котором указывалась планируемая численность отрядов по областям не способствовало соблюдению идеи добровольного участия студентов в ССО. Поэтому если раньше численность стройотрядов зависела от проявленной инициативы комсомола, стремления молодежи проверить себя в новом деле, то теперь стройотряды формировались согласно плану, поступившему от вышестоящей организации в массовом порядке. План по численности Тамбовского областного отряда, формировался на заказах из Министерств. Из-за установления плана возникали проблемы с его выполнением, так как не все тресты в Тамбовской области нуждались в стройотрядах, а комсомольские организации стремились перевыполнить план предыдущего года. Например, в 1986 году план формирования Тамбовского областного отряда, согласно решениям ЦК ВЛКСМ и коллегии Минвуза СССР был дан отдельно для каждого направления, и предусматривал численность бойцов стройотрядов – 1985 человек, а нестроительных отрядов – 1800 человек. Для достижения плановых цифр Областной штаб и Обком ВЛКСМ увеличил число отрядов нестроительного направления, получив тем самым общую сумму бойцов плановой. Фактически бойцы стройотрядов составили 86,5% от плана, а план по численности отрядов нестроительного направления был перевыполнен на 14,4%ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.28. Д.83. Л.105..
Структура линейного отряда имела свою строгую иерархию, руководители отряда – командир, комиссар, мастер – подбирались комитетами комсомола, деканатами из наиболее активных и успевающих студентов, пользующихся авторитетом в студенческой среде. В штаб отряда также входили медицинский работник, бригадиры и комсорги бригад. Каждый из руководителей имел свои четко определенные Уставом и Положением о ССО права и обязанности.
Так, командир организовывал работу в отряде и нес персональную ответственность перед комсомольской организацией, ректором и деканатами учебных заведений за производственную, идейно-воспитательную и общественно-политическую деятельность стройотряда, безопасность труда, соблюдение трудового законодательства, дисциплину, выполнение постановлений комитетов комсомола и штабов ССО. В решении конкретных повседневных вопросов командиру отряда принадлежало право единоначалия, то есть члены отряда должны были точно и своевременно исполнять его распоряжения. О принятых в оперативном порядке решениях командир обязан был информировать штаб отряда. Даже в случае наложения взыскания предприятием на командира отряда, администрация была не вправе без согласия вышестоящего штаба студенческих отрядов лишить его функции управления отрядом, и тем более возложить его обязанности временно на другое лицо. В случае необходимости вопрос о замене руководства отряда решался в районном (зональном) штабе. В отсутствие командира его обязанности выполнял комиссар отряда.
Комиссар отвечал за организацию внутриотрядной жизни, идейно-воспитательную и общественно-политическую работу в коллективе, проводил соцсоревнование, организовывал агитационно-пропагандисткую деятельность (лекции, выпуск стенгазет, работа агитбригады), должен был повышать морально-политический уровень бойцов отряда.
Мастер отряда непосредственно руководил производственной деятельностью. Он нес ответственность за своевременное и качественное выполнение работ, за состояние охраны труда на объектах, за бережное отношение к технике и материалам. Если объем работ не позволял задействовать всех участников линейного отряда, то он делился на бригады. В таком случае руководителем и организатором производственной деятельности бригады на конкретном участке являлся бригадир, назначаемый из числа наиболее опытных членов отряда. Завхоз нес ответственность за организацию быта и питания, а медсестра осуществляла медико-санитарный контроль за здоровьем членов отряда и оказывала им необходимую медико-профилактическую помощь. В случае несоответствия занимаемой должности работники линейного отряда могли быть освобождены от исполнения своих обязанностей вышестоящим штабом. Помимо штаба у каждого студенческого стройотряда имелись и коллективные органы управления – общее собрание и подотчетная ему контрольно-ревизионная комиссия, которая осуществляла ведение финансово-хозяйственной деятельности в отряде.
Важным звеном в подготовительной кампании являлись подбор и расстановка кадров. Перед комсомольскими организациями стояла задача подобрать командиров и комиссаров по их деловым и моральным качествам, с обсуждением их на общих комсомольских собраниях курсов или факультетов. В Тамбовском институте химического машиностроения командиры и комиссары утверждались на заседании бюро парткомаГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.7. Д.120. Л.18.. В Тамбовском государственном педагогическом институте использовался принцип коллективной агитации, в конце трудового семестра командиры отрядов вместе с членами стройотрядов обсуждали, кто оправдал звание командира и вновь достоин возглавить отряд, а кого нужно заменить. Совместно обсуждались кандидатуры на пост командиров, которые затем утверждал штаб и комитет комсомола. Старались выбирать из числа самых активных комсомольцев, но это не всегда оправдывало себя. Практика показывала, что активные в институте комсомольцы не всегда были хорошими командирами, анализ деятельности стройотрядов доказывал, что при выдвижении на эту должность необходимо было учитывать жизненный опыт, хозяйственные способности, умение ладить с людьми. Для решения этой проблемы штабы проводили планомерную подготовку командного состава, первокурсников утверждали на должности заместителей командира, чтобы они имели возможность вникать во все сферы жизни стройотряда и перенимали опытЗа инженерные кадры. 1972. 13 июля..

