Нащекинская средняя школа Бондарского района
В 11-м классе вся работа построена по принципу самоуправления. Работают без классного руководителя.
Александровская средняя школа Знаменского района
Создан вожатский отряд. В него входят ученики-комсомольцы, вожатые-производственники. Цель отряда – укрепление связи трех поколений.
Средняя школа № 4 г. Кирсанова
Создан Совет парней – орган ребячьего самоуправления. Задача Совета – работа с трудными подростками, хозяйственные дела. Опыт описан в газете «Комсомольское знамя» в марте 1989 г.
Средняя школа № 3 г. Котовска
Совместными усилиями учителей, учащихся, родителей созданы микрокружки по интересам. Заботой школьников стало улучшение окружающей среды. Ежегодно учащиеся проводят месячник под девизом: «Мы нашу русскую березку в обиду больше не дадим!».
Средняя школа № 2 г. Мичуринска
Создано хозрасчетное ателье «Радуга». Работа ателье основана на принципе самоуправления. Из числа ребят избран директор, бухгалтер.
Средняя школа № 3 г. Моршанска
Школа на протяжении ряда лет проводит большую работу по эстетическому воспитанию учащихся. Создано несколько хоров, агитбригад. В них заняты все школьники и учителя.
Средняя школа № 4 г. Моршанска
Создан университет общественной активности для комсомольского актива. Возглавляет работу на каждом факультете член комитета ВЛКСМ.
Куйбышевская 8-летняя школа Мучкапского района
Создана пионерская кроликоферма по инициативе ребят. В школьной кроликоферме есть свой директор, экономист. Заработанные деньги используют на нужды школы.
Озерская средняя школа Никифоровского района
Создан сводный отряд «Гайдаровец» из пионеров дружины 5-8-х классов, который оказывает помощь ветеранам войны и труда, одиноким и пожилым.
Первомайский район
Ежемесячно проводится игра «Пионерский ринг». Организаторы игры – районный пионерский штаб, пионерские вожатые. Цель игры: обучение пионерского актива.
Сампурская средняя школа Сампурского района
Школьники прокладывают экологические тропы, разводят цветники, организуют туристско-краеведческую работу. Эффективность этой работы оказывает благоприятное влияние на их здоровье. В школе сократилось до минимума число учащихся, страдающих простудными заболеваниями. Центром воспитательной работы стал музей, созданный учащимися и педколлективом.
Тулиновская средняя школа Тамбовского района
Коллективы учителей и учащихся совместно решают проблему превращения школы в культурный очаг на селе.
Средняя школа № 2 г. Тамбова
С 1987 г. используют опыт и методику коллективного творческого воспитания, которую также называют коммунарской методикой.
Средняя школа № 9 г. Тамбова
С 1988 г. в школе создана нетрадиционная структура органов ученического самоуправления. В классах вместо старост учащимися избираются командиры. Все вместе они образуют совет дежурных командиров, который работает по следующим направлениям: учеба, дисциплина и порядок, подготовка и проведение КТД.
Средняя школа № 13 г. Тамбова
С 1987 г. работает пионерский завод «Школьник». Работа завода организована на принципе самоуправления. Для руководства заводом Совет дружины совместно с комитетом комсомола создали координационный Совет. Из числа комсомольцев и пионеров избраны директор завода, главный механик, энергетик, начальник отдела заработной платы.
Средняя школа № 17 г. Тамбова
С ноября 1989 г. создан кооператив «Портняжка». Из числа пионеров избраны учетчик и ревкомиссия. Реализуется продукция через магазин «Наглядные пособия».
Средняя школа № 18 г. Тамбова
С сентября 1989 г. в школе работает комсомольско-пионерское объединение. Основная цель объединения заключается в решении задачи о преемственности поколений, сближение комсомольцев, пионеров и октябрят через коллективное шефство и объединение учащихся по интересам. Возглавляет объединение секретарь комитета комсомола.
Средняя школа № 26 г. Тамбова
В дружине сформировано 13 профильных отрядов. Каждый отряд работает по выбранному направлению. Это эстетическое, тимуровское, шефское, туристическое и др.
ПТУ № 22 г. Мичуринска
В училище выработана модель самоуправления, идею которой можно выразить словами: самоуправление – это равноправное участие учащихся и инженерно-педагогических работников во всех вопросах подготовки квалифицированных рабочих. Учащиеся – активные участники Совета училища, педагогического Совета, Совета профилактики правонарушений, Совета общежития и других формирований. Коллектив успешно внедряет педагогику сотрудничества.
ПТУ № 22 г. Мичуринска, группы № 2 и № 10
Эти группы перешли на полное самоуправление. Всю работу возглавляют Советы групп.
ПТУ № 9 г. Моршанска
Группа работает под девизом: «Общественное поручение – на пользу коллектива». Каждый учащийся имеет общественное поручение.
ПТУ № 24 г. Рассказово
В 1968 г. создан ленинский музей с экспозицией об истории училища. Совет музея возглавляет интересную работу по идейно-нравственному воспитанию учащихся. Музей занял 1-е место в зональном слете музеев и общественно-политических клубов.
ПТУ № 30 г. Тамбова
В училище разработана структура групповых и общеучилищных органов самоуправления. Найдены интересные формы участия учащихся в поисковой работе, общественно-политической, трудовой деятельности. Разработана система общественных поручений в группе и училище.
ПТУ № 13 г. Тамбова
Найдены интересные формы самоуправления в процессе производственного обучения и практики. Накоплен большой опыт в военно-патриотическом воспитании: учащиеся – активные организаторы и участники комсомольской военно-оперативной игры «Орленок»
Управление народного образования
Институт усовершенствования учителей
Обком ВЛКСМ
ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 38. Д. 57. Л. 1-4. Типографский экз.
