фев 15

В советский период истории впервые значительные планомерные работы по благоустройству областного центра были проведены в 1950-е годы.

По состоянию на 1 января 1952 г. общая площадь городских земель составляла 723 кв. километра, из них селитебная часть занимала 136,5 кв. километра. В городе насчитывалось 10320 основных строений, принадлежащих местному Совету (более 1700), ведомствам (свыше 400) и гражданам на правах личной собственности (более 8000). Ощущался острый недостаток жилья. Средний износ зданий достигал 49 %, а износ кровли — 67 %. Прошедший над городом 25 мая 1952 г. ураган еще более усугубил тяжелое положение с кровлей жилых домов, школ, лечебных учреждений (пострадало более 400 зданий) [1, Л. 4 об., 18-20, 37].

Около 85 % улиц, подъездов к городу не имели твердого покрытия, замощения и при малейших осадках, особенно в осеннее время, являлись не проезжими для транспорта.

Протяженность уличной водопроводной сети (без вводов в дома) составляла 78,5 километра. Большинство населения обеспечивалось водой из водоразборных колонок и 28 трубчатых и шахтных колодцев. Совершенно отсутствовали ливневые подземные водостоки, не считая 700 метров на Советской улице [1, Л. 4 об., 5 об.].

Общая площадь всех зеленых массивов составляла 547 гектаров. Непосредственно в селитебной части находилось 138 гектаров, из них парки, сады, скверы занимали 32,5 гектара [1, Л. 4 об.].

Основное внимание в 1-й половине 1950-х гг. было направлено на первоочередные работы в таких отраслях городского хозяйства, как: перемoщение мостовых по улицам автобусного движения, асфальтирование тротуаров, ремонт мостов, строительство колодцев в районах застройки, расширение канализации, реконструкция электросетей, сохранение и расширение зеленых насаждений.

Значительно выросли ассигнования на благоустройство из городского бюджета: в 1952 г. было выделено 3 млн. рублей, в 1953 г. — 7 млн., в 1954 г. — 12 млн., в 1955 г. — 20 млн., в 1956 г. — свыше 30 млн. рублей [2, Д. 10616. Л. 144].

По инициативе партийного и советского руководства города и области был принят ряд постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и РСФСР об оказании помощи областному центру. Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 октября 1952 г. № 1381 «О мерах помощи городскому хозяйству г. Тамбова» выделялось 300 тыс. рублей на укрепление ремонтно-строительных контор, по 400 тыс. рублей на реконструкцию городских электросетей и расширение городского водопровода. Тамбовский автотрест получил 10 автобусов ЗИС-155 и 15 легковых такси М-20 «Победа» [2, Д. 9030. Л. 70-73].

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1952 г. «О мерах помощи городскому хозяйству г. Тамбова» выделялось 400 тыс. рублей на проведении работ по замощению улиц. В августе 1953 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах помощи хозяйству Тамбовской области». 83 процента областного бюджета было ассигновано на благоустройство г. Тамбова. [3, Д. 1248. Л. 128].

Ход проводимых работ регулярно обсуждался на собраниях городского партийно-хозяйственного актива.

В 1952 г. проводилось благоустройство Привокзальной площади, Центрального рынка, в 1953 г. — Интернациональной улицы, в 1954 г. – Коммунальной (замощение мостовой, установка бордюров, металлических ограждений, прокладка ливневой канализации). В 1955 г. перемощена и заасфальтирована улица Карла Маркса на всем ее протяжении, а также промежуточные улицы между улицей Карла Маркса и Советской, включая на севере улицу Оборонную (ныне ул. Чичканова), на юге — улицу Тельмана. Началась реконструкция моста через реку Студенец на Советской улице [3, Д. 1326. Л. 131-133].

Особое внимание было обращено на улицу Набережную, «превращение ее в культурное, благоустроенное место отдыха трудящихся». Капитальные работы по благоустройству улицы включали: замощение и асфальтирование, реконструкцию и расширение аллеи, планировку и дернование откосов, постройку лестничные спусков, устройство водной и лодочной станций, мужских и женских купален [4, Д. 60. Л. 131].

По состоянию на 1 июня 1956 г. в городе было 5 асфальтированных улиц общей протяженностью 20 километров. По улицам курсировало 20 троллейбусов. За январь-июль 1956 г. ими было перевезено 10 млн. пассажиров [4, Д. 60. Л. 162].

В целях быстрейшего проведения работ по благоустройству подъездных путей к областному центру, горисполкому было разрешено в виде исключения организовать в Липецкой области собственный карьер по добыче бутового камня. Разработка карьера началась в 1958 г. [2, Д. 11359. Л. 60].

Ежегодно росли объемы проводимых дорожно-мостовых работ. В 1958-1959 гг. было замощено 250 тыс. и заасфальтировано 500 тыс. кв. метров улиц, дворов и тротуаров. В 1959 г. были приведены в порядок почти все основные подъезды к городу, построена асфальтированная дорога до завода «Химмаш» [4, Д. 168. Л. 31].

В эти годы произошли коренные изменения в электрификации Тамбова. Первый секретарь Тамбовского обкома КПСС А.М. Школьников на 11-й городской партийной конференции 27 декабря 1953 г. говорил: «Нельзя дальше допускать, чтобы в областном центре дома освещались керосиновыми лампами» [3, Д. 1248. Л. 138].

С пуском в эксплуатацию ТЭЦ в апреле 1954 г. заметно улучшилось снабжение населения электроэнергией. Была проведена реконструкция электрических сетей. Вместо деревянных столбов, опутанных проводами, были установлены новые металлические опоры уличного освещения. Расширилась сеть уличного освещения на окраинах.

В 1954 г. на центральных улицах города установлено 20 электрочасов.

С расширением ТЭЦ появилась реальная возможность теплофицировать город. Почин в этом деле положил завод «Электроприбор», который провел в 1956 г. тепловые сети от ТЭЦ по Моршанскому шоссе до Советской улицы. [4, Д. 60. Л. 134].

В мае 1957 г. началась газификация г. Тамбова. За 1958-1959 гг. было проложено внешних сетей газопровода 38 километров и подготовлено к приему природного газа 5150 квартир, 40 крупных котельных в жилых домах, учреждениях и предприятиях [2, Д. 11359. Л. 87].

Проводилась большая работа по расширению зеленой зоны. Трест зеленого хозяйства ежегодно перевыполнял план посадок декоративных деревьев и кустарников, добился почти полной приживаемости посаженных деревьев.

Весной 1951 г. Зеленхоз высадил более 80 лип в возрасте свыше 10 лет на улице Советской. В 1952 г. в порядок были приведены зеленые насаждения по Интернациональной улице. Взамен старых деревьев посажены тополя и липы, декоративные кустарники, установлена чугунная решетка.

Успешно создавалась зеленая зона, отделяющая город от группы заводов химической промышленности в районе ручья Чумарса, от Больничной улицы до Моршанского шоссе. Начались работы по устройству парка химиков на площади 8 гектаров [1, Л. 10-11].

В пойме реки Цны в 1954 г. был заложен новый парк. К 60-м годам площадь лесопарка Дружбы расширилась до 140 гектаров [5].

В озеленении участвовали все горожане. Весной 1956 г. только силами населения было высажено 15 тыс. декоративных и 11 тыс. плодовых деревьев, 22 тыс. кустарников, около 1 млн. штук цветов. С инициативой по посадке цветов выступило население Ленинского района. По их почину на магистральных улицах города — Советской, имени Карла Маркса была организована посадка цветов.

«Нашлись скептики, которые утверждали, что ничего из этой затеи не выйдет, что цветы будут рвать, топтать и т.д. Однако жизнь опрокинула эти утверждения, цветы не только не уничтожаются, а само население любовно ухаживает за ними, оберегает их» (из справки секретаря Тамбовского горкома КПСС Е.П. Лобова и председателя Тамбовского горисполкома Н.Г. Луткова в Тамбовский обком КПСС от 8 июня 1956 г.) [2, Д. 10616. Л. 144].

Площадь, занятая скверами и парками, насчитывала на 1 июня 1956 г. 50 гектаров и фруктовыми садами около 200 гектаров. Протяженность озелененных улиц составила 124 километра [2, Д. 10616. Л. 143]. Были заложены новые скверы (на площади Коминтерна, в квартале улиц Лермонтовской и Лагерной и др.), реконструированы старые. Любимым местом отдыха тамбовчан был сквер имени Зои Космодемьянской, выделяющийся по своему оформлению среди других скверов города.

В плане благоустройства, жилищного и культурно-бытового строительства в г. Тамбове на 1960 г. принято решение отказаться от устройства дорогостоящих ограждений скверов, а использовать живую защиту (декоративные кустарники). «Это тем более возможно, что сейчас в Тамбове коз нет» [4, Д. 233. Л. 64].

Несколько улучшилось санитарное состояние города. Этому во многом способствовали решения городского Совета, направленные на своевременную и регулярную уборку улиц — борьбу с грязью, пылью, навозом, окурками и мусором. Горисполком установил порядок движения конного транспорта по асфальтированным улицам. Работники милиции провели беседы с населением о разъяснении решений горисполкома № 22 от 10 января 1950 г. и № 969 от 25 декабря 1951 г. «О порядке содержания площадей, улиц, дворов и тротуаров». Проводились совещания с управдомами, председателями уличных комитетов, комендантами и дворниками. Наряду с разъяснительной работой к нарушителям применялись и меры административного воздействия.

В 1951 г. горисполком запретил прогон скота на выпас по центральным улицам Тамбова — Советской и Интернациональной. По состоянию на 1 января 1956 г. в городе насчитывалось 1160 дойных коров. Домоуправления пытались навести порядок во дворах, где имелись коровники, курятники, свинарники [4, Д. 60. Л. 157].

Для образцового содержания асфальтированных улиц горисполком выделил тресту очистки 95 уборщиков. Дворники же домоуправлений проводили уборку газонов, тротуаров и дворов.

Тамбов испытывал дефицит в водоснабжении, особенно в жаркие летние месяцы. Население, проживающее на окраинах города, с 4-х часов утра занимало очереди у колонок.

В феврале 1956 г. горком КПСС и горисполком утвердили план мероприятий по расширению городского водопровода. Московская проектная организация разработала генеральный план реконструкции водопровода г. Тамбова.

За три года (1956-1958) было проложено около 30 километров новых водопроводных линий, построены 3 насосных станции, 10 артезианских колодцев. По состоянию на 1 июля 1959 г. город имел 120 километров водопроводных линий, что составляло всего лишь 30 процентов к общей протяженности улиц [2, Д. 11359. Л. 136].

По состоянию на 1 сентября 1958 г. имеющиеся очистные сооружения перерабатывали лишь около 20 % всех поступающих фекально-хозяйственных вод, а остальные 80 % спускались в реку Цну без какой-либо очистки. Существующие два канализационных коллектора не поглощали сток во внутриквартальной канализационной сети, часто выходили из строя. Предприятия Тамбовского железнодорожного узла, ТВРЗ не имели канализации. Все промсточные воды этих предприятий шли по открытой канаве на улице Комсомольской через весь центр города. В постановлении бюро горкома КПСС от 3 сентября 1958 г. «О положении дел со строительством очистных и канализационных сооружений в городе» горисполкому запрещалось принимать к рассмотрению проектные задания на строительство промышленных предприятий, жилых и культурно-бытовых объектов, если ими не предусматривалось строительство очистных сооружений и сетей канализации [4, Д. 140. Л. 134-139].

На лучшее проведение работ по благоустройству г. Тамбов соревновался с г. Липецком.

В декабре 1959 г. в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства трудилось около 3 тыс. человек.  Положительные результаты в проведении благоустройства в областном центре были достигнуты и благодаря привлечению к этой работе разных слоев городского населения — рабочих, служащих, учащихся, домашних хозяек.

Источники и литература:

[1] Ф. П-735. Оп. 1. Д. 1213.

[2] Ф. П-1045. Оп. 1.

[3] Ф. П-735. Оп. 1.

[4] Ф. П-735. Оп. 3.

[5] Муравьев Н.В. Избранные краеведческие труды. Т. 1. Тамбов, 2006. С. 467.

И.И. Муравьева,
заведующий отделом использования и публикации документов
ТОГБУ «Государственный архив социально-политической
истории Тамбовской области»

Категория: Статьи   Опубликовано: 15.02.2016 07:08  Автор: И.И. Муравьева   Просмотров: 3500
Показать форму комментариев
Яндекс.Метрика

(C) 2018 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru