июль 07

В данной статье мы продолжаем разговор о судьбе Спасо-Преображенского собора и Соборной площади Тамбова в советский период истории, начатый в первом выпуске  альманаха «Тамбовская старина» (Тамбов, 2007).

В ознаменование празднования первой годовщины Октябрьской революции Тамбовский горисполком 21 октября 1918 г. принял постановление о переименовании улиц и площадей города. Именно с этого времени улицы и площади Тамбова получили новые «революционные» названия.

Согласно постановлению Соборная площадьПравильно – Питиримская. Была переименована Тамбовской
городской Думой после прославления и открытия
мощей святителя Питирима в 1914 г.
была переименована в площадь Октябрьской революции (более прижилось название – Октябрьская площадь).  Прилегающие к площади улицы, Знаменская и Питиримовская, были переименованы в Октябрьскую и Стеньки  Разина соответственноСоветы Тамбовской губернии в годы гражданской войны
1918-1921 гг. Воронеж, 1989. С. 108-109
. До 1937 г. Октябрьская площадь оставалась главной площадью города. На ней отмечались новые советские праздники, проводились военные парады, митинги и демонстрации.

С широким размахом в 1918 г. отмечался главный революционный праздник – первая годовщина Октябрьской революции 1917 г. 3 октября 1918 г. на заседании губисполкома было принято решение о создании комиссии по подготовке к празднованию первой годовщины ОктябряКультурное строительство в Тамбовской губернии.
1918-1928 гг. Воронеж, 1983. С. 93.
. Строительные работы по сооружению триумфальных арок, постаментов были поручены подрядчику ПикулинуСкорее всего, имеется в виду известный тамбовский
строительный подрядчик конца ХIХ-начала ХХ века
Федор Никитич Пикулин. Cм.: Тамбовская
энциклопедия. Тамбов, 2004. С. 441.
. В письме Тамбовского губкома РКП(б) в продовольственный отдел Тамбовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 14 октября 1918 г. сообщалось:

«Для производимых работ Комиссией по устройству празднеств годовщины Октябрьской революции подрядчиком Пикулиным привезены из Рязанской губ. 40 человек рабочих плотников, которых подрядчик обязан довольствовать за свой счет.

Губком партии предлагает отделу беспрепятственно выдавать подрядчику Пикулину за деньги установленную усиленную порцию хлеба или муки на каждого рабочего, 2 фунта сала и по 25 фунтов мяса ежедневно.

Отделу вменяется в обязанность оказывать подрядчику Пикулину всяческое содействие в добывании продуктов для питания рабочих; в противном случае может произойти остановка в производимых работахГАСПИТО. Ф. П-840. Оп. 1. Д. 31. Л. 25, 25 об.».

Начальник городской милиции издал специальное распоряжение о том, чтобы граждане-домовладельцы города Тамбова на дни празднеств 6 8 ноября 1918 г. украсили дома революционными флагами, знаменами, плакатами и зеленью в виде гирлянд. Из-за недостаточного количества красной материи в городе разрешалось использовать материю соответствующего цвета из бывших национальных флагов, а при отсутствии красных флагов  заменить их гирляндами из зелени. Музыканты 1-го и 2-го гарнизонных оркестров, духовых оркестров 1-го Тамбовского советского отдельного батальона, при Тамбовских пехотных курсах и при отряде Чрезвычайной Комиссии в течение двух недель ежедневно в 10 часов утра собирались в Нарышкинской читальне для общей репетиции под управлением В.С. Победоносцева. Был также организован рабочий хор, репетиции которого проходили в здании КолизеяГАСПИТО. Ф. П-840. Оп. 1. Д. 31. Л. 29..

Для изготовления декораций, плакатов была создана архитектурно художественная комиссия, которая располагалась в студии художников в доме Шоршорова. Губком партии просил также правление профсоюза тамбовских пожарных командировать в распоряжение Комиссии по устройству празднеств годовщины Октябрьской революции десять пожарных для оказания помощи по украшению зданий, «участие тов. пожарных необходимо как специалистов в деле постановки лестниц и лазаний по ним во время работГАСПИТО. Ф. П-840. Оп. 1. Д. 31. Л. 37.».

При проведении  революционных торжеств новая власть использовала те же привычные для населения внешние атрибуты, характерные для православных праздников, заменив крестные ходы с иконами и хоругвями на демонстрации с портретами вождей, плакатами и транспарантами, церковное пение на рабочие хоры с исполнением революционных песен. Колокольный звон заменили паровозные и заводские гудки, извещавшие о начале сбора демонстрантов.

В первые годы Советской власти новые «революционные» праздники официально уживались с основными православными. Так, в газете «Тамбовские известия» от 9 марта 1921 г. был опубликован список местных праздников, подготовленный отделом управления Тамбовского губисполкома. «Согласно этого списка, неприсутственными днями являлись: Крещение, Благовещение, 2-й и 3-й дни Пасхи, Вознесение, День Святого Духа, Преображение, Успение, 1-й и 2-й день Рождества. Во все остальные религиозные праздники работа должна производиться обычным порядком. День 19 (6) декабря посему является днем рабочимГазета «Тамбовские известия».
18 декабря 1921 г. № 289. С. 4.
», – накануне празднования дня святителя Николая разъяснял населению Тамбовский губернский совет профсоюзов.

С начала 1920-х гг. Октябрьская площадь становится местом проведения различных антирелигиозных кампаний типа «антирождества», «антикрещения», «антипасхи». В отчете Тамбовского губкома РКСМ в ЦК комсомола подробно рассказывается  о проведении комсомольского «антирождества» в Тамбове в 1923 г.: «Вся церемония началась в сочельник. До 6 часов по городу разъезжали два автомобиля, один с колокольней и сидящим в ней попом с крестом. Это автомобиль старался проезжать все время мимо церквей, звон колокола на колокольне автомобиля конкурировал с церковным. Дети, молодежь бегали, по крайней мере, за «церковью».

Второй автомобиль был комсомольский, разукрашенный красными флажками и лозунгами вроде «Долой попов, раввинов, муллов и всю прочую братию, обдувательскую шатию!». К 6.30 часам на Октябрьскую площадь к собору стали с трех сторон подходить демонстранты с изображением разных богов с факелами. Демонстранты шли с революционными песнями.

На демонстрацию на площадь стеклось около 4 тысяч народу. Ровно в 7 часов началась на площади инсценировка заседания чрезвычайной комиссии по борьбе с врагами веры. Звон колоколов в соборе, как нарочно, не только не задержал работу (наша колокольня в это время тоже усиленно звонила в перебой), но, наоборот, как не звонили на колокольне собора, а в соборе осталось не больше как десятка 3-4 народу. Все вышли на наше богослужение. Любопытство было громадное, так что ряженые генералы, городовые, Колчак, Деникин и т.д. не могли водворить порядок. В кругу был хор религиозный, который отвечал ряженому попу на анафемствование большевикам, комсомольцам и «Многая лета» контрреволюционерам. Тут же в кругу можно было видеть и ангелов, и попов разных верГАСПИТО. Ф. П-1205. Оп. 1. Д. 401. Л. 7, 7 об.». Инсценировка закончилась призывом сжечь богов. Эта вакханалия продолжалась до глубокой ночи. Глазеющая толпа не только не убывала, а увеличивалась. Утром в день Рождества по Тамбову вновь разъезжали автомобили с антирелигиозными листовками и афишами о постановке пьесы «Жрец Тарквиний».

2 сентября 1923 г. на Октябрьской площади состоялся парад комсомольских и пионерских организаций, профсоюзных организаций рабочей молодежи, учащихся школ, воспитанников детских домов, посвященный Международному юношескому дню. После парада с 3-х до 7 ми часов было организовано катание детей на автомобилях и повозкахГазета «Тамбовская правда».
1 сентября 1923 г. № 193. С. 4.
.

В следующем году на Октябрьской площади проходили масштабные показательные выступления тамбовских пожарных. Для борьбы с пожарами в Тамбове в 1923 г. городским коммунальным отделом было выделено  20,5 млн. руб. Пожарная команда была переведена на автомобильную тягу. Серьезное внимание обращалось на профессиональное обучение пожарных – вводились ежедневные занятия команд с брандмейстером и его помощникамиГазета «Тамбовская правда».
24 декабря 1922 г. № 243. С. 6.
. В коллекции фотодокументов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области отложилась фотография учебных маневров тамбовских пожарных на Октябрьской площади. На ней запечатлен последний «дореволюционный» архитектурный облик старейшей площади Тамбова с выступающей колокольней Спасо Преображенского собора, безжалостно разрушенный через несколько лет (в 1931 г.).

К 10-летию Октябрьской революции для проведения праздничных мероприятий на площади была построена постоянная трибуна, на строительство которой затрачено 1700 рубГазета «Тамбовская правда».
27 октября 1922 г. № 246. С. 3.
.

7 ноября 1937 г. состоялось открытие памятника В.И. Ленину в Тамбове. Парад воинских частей тамбовского гарнизона, посвященный  юбилею Октябрьской революции 1917 г., состоялся на новой центральной площади города – площади В.И. ЛенинаГазета «Тамбовская правда».
10 ноября 1937 г. № 259 (2158). С. 2.
. Но Ленинская площадь достраивалась еще в течение ряда лет. Поэтому  городской митинг и парад частей РККА, военно-учебных заведений, летного училища, военизированных отрядов Осоавиахима, отрядов РОКК, физкультурников и всех трудящихся города, посвященный 22-й годовщине Октябрьской революции, был проведен на Октябрьской площади 7 ноября 1939 гГАСПИТО. Ф. П-735. Оп. 1. Д. 580. Л. 34..

В 1920-е годы новая власть активно боролась с главной святыней Тамбовской епархии – Спасо-Преображенским кафедральным собором, стремясь превратить его в духовной центр советской эпохи. Новый виток в массовой антирелигиозной пропаганде связан с созданием Тамбовского окружного отделения Союза воинствующих безбожников (СВБ) 1 октября 1928 г. Члены ячеек СВБ во время перевыборов местных Советов в 1929 г. активно выступали с антирелигиозными лозунгами на предвыборных избирательных собраниях. В результате были внесены предложения в наказ будущему составу горсовета «для культурных нужд взять собор, кирку (баптистская молельня), синагогу, часовню на Базарной площади, мощи Питирима изъять и отправить в музей, выселить монашек из бывшего Вознесенского монастыря, и помещения предоставить под квартиры рабочихГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 116. Л. 9.».

В июне 1929 г. пленум Тамбовского горсовета принял решение – «передать кафедральный Питиримский собор под культурное учреждениеГазета «Тамбовская правда».
27 июня 1929 г. № 143 (296). С. 4.
». Затем было принято соответствующее постановление Тамбовского окружного исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

15 ноября 1929 г. Тамбовский окружной административный отдел сообщил церковному совету кафедрального собора г. Тамбова, что «на основании сообщения председателя ВЦИК т. Калинина от 28 октября с.г. и постановления президиума окрисполкома от 14 ноября с.г. договор на пользование кафедральным собором группой верующих расторгнут». Предлагалось немедленно сдать ключи от собора и его кладовых. В этот же день было произведено опечатывание входных дверей собора,  составлен акт о передаче председателем церковного совета кафедрального собора Двойниной инспектору Тамбовского окружного административного отдела Франкину 39 ключей от дверей и разных ящиков, комодов и шкафов собора.

В акте подробно указаны места наложения печатей: «1. Боковые двери, вход на колокольню и вход в кладовую внутри колокольни. 2. На дверях в одном месте колодца Питирима. 3. Внутренние двери верхнего этажа собора одной печатью. 4. Внутренние двери нижнего этажа собора двумя печатями. 5. Дверь, ведущая на чердак, одной печатью (внутри собора). 6. Двери кладовой внутри собора одной печатью. 7. Двери главного входа в собор снаружи двумя печатями. 8. Двери канцелярии епархиального учреждения одной печатью (снаружи). 9. Боковые двери собора снаружи (две печати, правая сторона). 10. Боковые двери собора снаружи (две печати, левая сторона). 11. Двери и вход в алтарь снаружи (одной печатью). 12. Двери и вход в кладовую снаружи с правой стороны (две печати). 13. Двое дверей двух сараев снаружи по одной печати на каждой. 14. На всех дверях, кроме сараев, положены печати имеющейся на руках у председателя церковного совета ДвойнинойГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 228. Л. 15.». Около кафедрального собора с 3 часов 30 минут 15 ноября был выставлен круглосуточный милицейский пост.

Была создана комиссия по ликвидации Тамбовского кафедрального собора под председательством заместителя председателя Тамбовского горсовета П.Г. Дегтярева. 20 ноября 1929 г. было произведено повторное вскрытие мощей святителя Питирима Тамбовского. В фонде Тамбовского окружкома ВКП(б) (ф. 855) имеется подробные акты от 22 февраля 1919 г.  и 20 ноября 1929 г. о вскрытии мощей св. Питирима.

Первое вскрытие раки с мощами св. Питирима было совершено по решению Тамбовского губисполкома от 15 февраля 1919 г. Комиссия явилась в собор в 2 часа дня, когда в храме совершался молебен. По окончании службы в 3 часа дня комиссия в присутствии настоятеля собора священника Тихона Поспелова приступила к вскрытию. Мощи Питирима находились в гробнице под навесом в правой половине храма между двумя колоннами. Вскрытая рака была сфотографирована. После вскрытия рака была приведена в прежнее положение. В акте отмечалось, «что никакого чучела, правда, вместо мощей, как это было в других городах, в Тамбове не найдено. Здесь духовенство оказалось умнее многих своих собратьев; обман и обман грубый, нечестный, все же налицо: нельзя выдавать за мощи какие-то кости, залитые воском и замаскированные так искусно, что простой человек, подходя к раке, непременно составит себе ложное представление о том, что находится в раке. Фабрикация мощей Питирима обнаружила с медицинской точки зрения полнейшее незнание частей костяка, с поварской точки зрения эти мощи представляют беспорядочное заливноеГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 228. Л. 19, 19 об.».

При повторном вскрытии мощей 20 ноября 1929 г. присутствовали епископ Макарий, протоиереи Чтецов и Лоскутов, священники Д. Богоявленский, С. Баранов, Каргашинский, Шашурин, дьякон Бушаев. По требованию комиссии ковчег с мощами Питирима был вынесен священниками из собора на улицу (в ограду). После осмотра комиссией к мощам были допущены представители всех присутствующих организаций (прокуратура, суд, окружкомы ВКП(б) и ВЛКСМ, окружной отдел народного образования, окружной совет СВБ и др.), частей Красной Армии, представители от крестьян Алгасовского, Кирсановского, Пересыпкинского, Уваровского районов, а также все желающее население городаГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 228. Л. 20.. После освидетельствования комиссией мощи св. Питирима были отправлены в запасники музея, где были закрыты для верующих в течение 60 лет.

С этого времени бывший кафедральный собор, в котором расположился краеведческий музей, был превращен в центр антирелигиозной пропаганды.  С 5 апреля по 1 мая 1930 г. в Тамбове проходила так называемая «антипасхальная» кампания. С начала апреля антирелигиозные лозунги, плакаты и карикатуры начали вывешивать на предприятиях и в учреждениях, клубах, театрах, кино, столовых, больницах, на почте, грузовиках и автобусах. Во всех магазинах были устроены антирелигиозные витрины. Государственным и кооперативным торговым организациям запрещалось продавать крашеные яйца, средства для окраски яиц, куличи, пасхи и другие религиозные предметы и украшения.

17 апреля в 6 часов вечера краеведческий музей открыл «антипасхальную» выставку, которая работала в течение 5 дней с 12 часов дня до 12 часов ночи (19 и 20 апреля выставка работала круглые сути). На выставке были организованы лекции на антирелигиозные темы. Причем, такие лекции, как «Папа и Христос», «Происхождение праздника Пасхи», были прочитаны 19 (в великую субботу) и 20 апреля (на Пасху) в первом часу ночи. Также в музее были организованы выступления хора учащихся школ № 7 и № 11 под управлением Богомолова, хора учащихся железнодорожной семилетней школы под управлением БогородицкогоГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 364. Л. 18.. 19 апреля в канун Пасхи во всех клубах, кино и театрах проходили бесплатные антирелигиозные спектакли и кинокартины до двух часов ночи. Комсомол провел свой «антипасхальный» карнавалГАСПИТО. Ф. П-855. Оп. 1. Д. 364. Л. 21, 22..

Несмотря на усиление антирелигиозной пропаганды и меры репрессивного характера нарастало число верующих, посещавших уже закрытые храмы. Так, на празднование Пасхи в 1936 г. (12 апреля) церкви Тамбова  посетило до 10 тыс. верующих, из них рабочих, служащих – 40 %, молодежи – 30 %, неорганизованного населения – 20 % и крестьян – 10 %. В связи с тем, что все помещения церквей были заняты хлебом, служба производилась на церковной паперти, а молящиеся находились на улице. В Покровской церкви служба проводилась также и в подвале. Интеллигенция из числа медицинского и педагогического состава посещали окраинные кладбищенские церкви. Основное скопление верующих было в Архангельский церкви, где служил священник Магницкий. За время с 4 по 14 апреля в этой церкви было продано до 5 тыс. просфор, собрано до 10 тыс. руб. В этой же церкви в предпасхальную и пасхальную неделю было освящено около 8 тыс. куличей. У хлебных магазинов города накануне Пасхи наблюдались очереди, «особенно разбиралось крем-брюле, что освящалось вместо «сырной пасхи», и булки, по форме похожие на куличи, которые вместо «пасхи» в массовом порядке носились на освящение в церковь».

Попытки вернуть Спасо-Преображенский собор верующим были предприняты архиепископом Лукой (В.Ф. Войно-Ясенецким) после назначения его на тамбовскую кафедру. По приезду в Тамбов в феврале 1944 г. архиепископ Лука сразу же обратился к уполномоченному Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области Н.Д. Медведеву об открытии кафедрального собора для архиерейского богослужения, а также о возвращении церкви предметов богослужебного обихода из областного краеведческого музея.

В своем обращении 20 декабря 1944 г. архиепископ Лука писал: «Открытие Кафедрального собора считаю весьма необходимым. 19.XII.1944 г. накануне всенощной давка в Покровской церкви на обоих этажах была так велика, что с молящимися были обмороки, а одного мальчика за невозможностью выпустить его через дверь передавали с рук на руки над головами молящихся. Громкие крики пострадавших от давки мешали богослужению. От крайней духоты погасли  почти все свечи и лампады, а электричества не было. Сильно большое скопление народа при почти полной темноте, конечно, может вызвать и тяжелую катастрофу. И при таком переполнении церкви многие совсем не могли попасть в нее. И я сам, при моем больном сердце, настолько страдаю от невыносимой духоты, что 18.XII. не мог окончить всенощнуюТамбовская область в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. Т. 2. Тамбов, 2008. С. 337.
». Только за три месяца (июль-сентябрь) 1945 г. архиепископ Лука пять раз посетил нового уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области П.К. Павлова с настойчивой просьбой об открытии кафедрального собора в Тамбове.

В феврале 1944 г. он также обратился с заявлением к уполномоченному Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области о передаче предметов богослужебного обихода из областного краеведческого музея в Покровскую церковь: «При моей кафедральной Покровской церкви ощущается большой недостаток в предметах богослужебного обихода, как при архиерейском  служении, так и в рядовых службах. Между тем, в местном областном краеведческом музее есть много предметов чисто религиозного характера, как-то: облачения архиерейские, священнические, диаконские, напрестольные аналойные  пелены, митры , антиминсы , иконы, кресты, сосуды, плащаницы и гробницы для них, купель, богослужебные и др. религиозные  книги и прочие вещи, которые для краеведческого музея не имеют никакого значения, а церковью будут использованы по своему назначениюТамбовская область в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. Т. 2. Тамбов, 2008. С. 316.
».

После длительной процедуры согласования с Советом по делам РПЦ при СНК СССР, музейным отделом Наркомата просвещения РСФСР, Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, Главным управлением музеев  архиепископу Луке удалось добиться передачи ряда предметов религиозного культа, находящихся в Тамбовском областном краеведческом музее.

26 июля 1945 г. состоялась передача церковного имущества (около 300 предметов более 60 наименований) Покровской церквиТамбовская область в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. Т. 2. Тамбов, 2008. С. 341-342.
.

В 1950 – 1960-е годы ХХ века Октябрьская площадь представляла собой большой цветочный газон с пешеходными дорожками, проложенными по ее диагоналям. Новый вид площадь получила с открытием монумента Вечной Славы, построенного к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. по инициативе первого секретаря Тамбовского обкома КПСС В.И. Черного.

Бюро Тамбовского обкома КПСС и облисполком на совместном заседании 1 августа 1969 г. одобрили эскизный проект обелиска Вечной Славы, выполненный авторским коллективом в составе скульпторов С.Е. Лебедева и К.Я. Малофеева, архитектора А.С. Куликова. После утверждения проекта  Министерством культуры РСФСР началось сооружение монумента Вечной Славы. Организаторская работа и ответственность за материально-техническое снабжение были возложены на председателя облисполкома П.А. Забавникова, его заместителя Г.С. Бортникова, председателя Тамбовского горисполкома Г.Я. Шевченко, первого секретаря Тамбовского горкома КПСС С.И. Чмыхова, заведующего отделом строительства Тамбовского обкома КПСС С.П. Воронина. Все промышленные предприятия Тамбова участвовали в сооружении монумента: ТВРЗ, «Ревтруд», «Тамбовмаш», «Тамбоваппарат», «Электроприбор», механический завод произвели обработку цветного литья, выполненного заводом «Полимермаш», завод «Комсомолец» изготовил газовую горелкуГАСПИТО. Ф. П-1045. Оп. 9. Д. 8. Л. 94, 95.. Монумент Вечной Славы был возведен в рекордно короткий срок – в течение трех месяцев.

8 мая 1970 г. на Октябрьской площади состоялось торжественное открытие мемориала Вечной Славы воинам-тамбовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. После митинга, на котором присутствовали делегации от трудовых коллективов, учебных заведений области, ветераны Великой Отечественной войны, воины гарнизона, был зажжен Вечный огонь, специально доставленный в Тамбов с могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены. В серии фотографий, хранящихся в ТОГБУ «Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области», подробно зафиксировано это знаменательное событие. Город получил новую святыню.

В 1993 г. накануне 300-летия Спасо-Преображенского собора его здание возвращено Русской Православной Церкви. В августе 1993 г. в собор торжественно перенесены мощи Святителя Питирима из Покровской церкви. Крестный ход возглавлял Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Началась новая веха в истории старейшего главного храма Тамбовской епархии и прилегающей к ней Соборной площади.


Статью подготовила старший научный сотрудник
ТОГБУ «Государственный архив социально-политической
истории Тамбовской области» И.И. Муравьева

Категория: Статьи   Опубликовано: 07.07.2011 05:11  Автор: И.И. Муравьева   Просмотров: 3834

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

(C) 2018 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru