мая 11

Содержание материала

Антимонов Михаил Юрьевич

Беляев Артем Александрович

С окончанием войны значительно усилилось внимание органов власти к развитию общеобразовательной школы, углублению и расширению трудового воспитания и политехнического обучения учащихся. В сфере школьного образования в первые послевоенные годы произошло несколько этапных поворотов. Принятым в марте 1946 года Законом о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства было предусмотрено всеобщее обязательное обучение детей с 7-летнего возраста1.

В 1949 году провозглашен переход ко всеобщему семилетнему образованию. В октябре 1952 года Директивами ХIХ съезда КПСС была выдвинута задача введения всеобщего среднего десятилетнего образования в городах и подготовки условий для такого перехода в сельской местности2.

Комсомольские организации школ рассматривались как помощники учительских коллективов в осуществлении учебно-воспитательного процесса, создании предметных кружков, в подготовке и проведении лекций, читательских конференций и диспутов, экскурсий, конкурсов и смотров технического творчества учащихся, музыкальных и литературных вечеров, экскурсий, коллективных посещений театров. От школьных комитетов ВЛКСМ ждали формирования у подростков сознательного отношения к учёбе, прочного овладения основами наук.

Однако послевоенные комсомольские организации в школах были весьма малочисленны, в силу чего имели недостаточно сильное влияние на школьные коллективы. Большинство учащихся не входили в ряды ВЛКСМ. В 1946 году по области насчитывалось 515 школьных комсомольских организаций с общим количеством 9 953 человека3. Накануне же Великой Отечественной войны комсомольцев в школах области насчитывалось 21 190 человек4. Этот показатель свидетельствует об уменьшении численности школьного комсомола области в два раза. Такое резкое сокращение можно объяснить тем, что школьники комсомольского возраста вынуждены были бросить учёбу из-за тягот войны и связанных с ней перемен в быту. При обследовании Тамбовского района в 1946 году, например, выяснилось, что 445 детей не посещают школы из-за отсутствия одежды и обуви5.

Среди принятых в области в комсомол в 1946-1947 годах школьники (9436 человек) составляли 36,6%6. Однако при столь заметном общем росте школьного комсомола в 32 семилетних школах области в 1946-1947 учебном году не было комсомольских организаций. Большинство комсомольских организаций в своих рядах насчитывало до 5 комсомольцев7. Самая большая комсомольская организация в школах Гавриловского района состояла только из 24 комсомольцев8.

В 1947-1948 учебном году в области действовало 1 886 школ (118 средних, 435 семилетних, 1333 начальных). Только в 552 школах работали комсомольские организации9. Правда, многочисленными нельзя было назвать даже комсомольские организации крупных школ. В школе № 8 г. Тамбова, например, обучалось 1 400 учащихся, а комсомольская организация состояла из 118 человек10.

На пленуме Тамбовского обкома комсомола, состоявшемся в сентябре 1947 года обсуждалось постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ «О мерах по улучшению работы комсомола в школе». Отмечалось, что достигнуто некоторое улучшение в руководстве школьными комсомольскими организациями. Вместе с тем, пленум обкома отмечал, что многие комсомольские организации по-прежнему плохо помогали учителям в воспитании учащейся молодёжи, продолжали работать в отрыве от всей учебно-воспитательной работы, проводимой директорами и учителями школ. Во многих школах не были созданы кружки, редко читались лекции, проводились литературные вечера. Пленум обкома подчеркнул, что многие учителя и директора школ мало оказывают поддержки в работе комсомольских и пионерских организаций школ, в организации кружковой, внеклассной и внешкольной работы. Особенно важным для дальнейшего развития школьного комсомола было осознание того, что «комсомольские организации зачастую строят свою работу однообразно и неинтересно, не занимают ведущей роли в постановке вопросов, связанных с жизнью школы, организацией культурно-массовой и политико-воспитательной работы перед директорами и учителями». Говорилось, что комсомольцы сами зачастую оказывались в числе неуспевающих11.

Надо заметить, что и общая успеваемость была низкой. Из 227 123 учащихся области в 1946-1947 учебном году не успевало 55 702 человека (24,07%). В 1948-1949 учебном году в области учащихся, оставленных на второй год, было 17%, а в 1949-1950 учебном году - 19%12. В 1951 г. в г. Тамбове из 15 448 учащихся на второй год было оставлено 1377 человек , 1090 получили работы на осень13. По итогам 1-й четверти 1952-1953 учебного года в области неуспевающим был каждый четвертый учащийся14.

Для улучшения успеваемости учащихся проводилась определённая работа. В школах создавались фотовитрины отличников учёбы15. Были установлены комсомольские стипендии для 102 лучших учащихся семилетних и средних школ области (размером 100 рублей каждая)16. Молодыми учителями-комсомольцами организовывались дополнительные учебные занятия на безвозмездной основе, родительские лектории. Во время подготовки к экзаменам и испытаниям были созданы комнаты подготовки к ним. Большое внимание было уделено выпускникам 10-х классов. Причем там, где комсомольцы активно готовили выпускные классы к экзаменам, результаты были заметно лучше17. На неуспевающих учащихся пытались влиять с помощью общественного мнения: их обсуждали на комсомольских собраниях, на заседаниях комитета комсомола, критиковали в стенных газетах. Члены школьных комитетов комсомола, комсорги групп обеспечивали неуспевающих учебниками, следили за посещением дополнительных занятий, прикрепляли отличников18. В ряде комсомольских организаций были образованы специальные сектора успеваемости. Правда, иногда школьные комсомольские организации впадали в крайность, сводя всю свою работу к обсуждению, «проработке» неуспевающих, нравоучительных бесед с их родителями. Очень часто вся работа заключалась в проведении собраний, заседаний, проходивших формально и неинтересно19.

В тоже время «борясь за высокую успеваемость», комсомольские организации, сами того не замечая, способствовали понижению качества учебы комсомольских активистов. Ведь именно на них ложился груз всей общественной работы в школе. Неслучайно 13 декабря 1948 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой работой». Но и в 1951 году проблема оставалась актуальной. На пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ в ноябре 1951 года признавалось: «Один и тот же пионер у нас подчас выполняет обязанности вожатого звена, члена совета отряда, дружины, редактора стенной газеты, члена учкома и участвует в работе 2-3 предметных кружков… Нередко бывает, когда пионерского или комсомольского активиста снимают с уроков для оформления стенной газеты к празднику, для написания плакатов, для репетиции пьесы, для участия в различного рода соревнованиях»20.

Недостаточно велась обкомом и местными комсомольскими органами борьба с отсевом учащихся, за выполнение закона о всеобуче, который предусматривал вовлечение в школы всех детей с 7 до 15 лет и преодоление их ухода из школ в течение учебного года. В сентябре 1946 года в школы области не явилось 10 170 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет21. В ходе выполнения постановления ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольских организаций в подготовке школ к новому 1947-1948 учебному году» Тамбовский обком ВЛКСМ, райкомы, горкомы совместно с органами народного образования проводили учёт детей в возрасте от 7 до 14 лет. В ходе проведения учёта принимались меры к обеспечению остронуждающихся детей обувью, там, где это было возможно, организовывали горячие завтраки22. Но и в 1948 году по 1 – 4 классам области не было охвачено обучением 2 212 учащихся, а отсев из школы по 1 – 10 классам составлял 4 583 человека23. Даже в конце 1952 года более 3 тысяч детей области не учились в школах24.

Главным препятствием при реализации закона о всеобуче являлись материальные трудности, испытываемые большинством советских семей в тот период. Отсутствие одежды и обуви, необходимость заработка были основными причинами ухода детей из школы.

Именно тяжёлым социально-экономическим положением в стране в первую очередь можно объяснить и все более активное привлечение учащихся к общественно-полезному труду, что, в конечном счете, тоже осложняло выполнение ими учебных программ. С трибуны пленума Тамбовского обкома ВЛКСМ признавалось: «О пионерах и школьниках мы вспоминаем тогда, когда на хозяйственном фронте намечается прорыв и тогда используют эту силу в качестве аварийной»25.

В 1947 году во всех школах области были созданы бригады по сбору колосьев. Комсомольские организации области создавали из числа учащихся старших классов бригады по ремонту школ, квартир учителей, заготовке и вывозу топлива и строительных материалов.

В тоже время райкомы комсомола организовывали шефство колхозов, совхозов, предприятий промышленности и транспорта над школами. Отрадно, что перед учительскими комсомольскими организациями (в конце 1947 года их в области было 161, в них насчитывалось 926 членов) ставились задачи не только по повышению качества идейно-теоретической подготовки, но и улучшению быта молодых учителей, поднятию роли молодых учителей в школе26.

В начале 1948 г. в Тамбовской области комсомольцы-школьники составляли 18,4 % областной комсомольской организации (10 451 чел.)27, а в начале 1949 г. – 19,2 % (12 074 чел.)28 К концу 1948-1949 учебного года во всех средних и семилетних школах области появились комсомольские организации, во всех комсомольских организациях были избраны комитеты, по всем классам созданы группы29. Однако в абсолютном большинстве семилетних школ комсомольские организации были малочисленными. Многие из них в летний период распадались из-за выбытия комсомольцев - семиклассников30.

Тем не менее, именно в школе юноши и девушки впервые сталкивались с деятельностью комсомола, получали первые навыки общественно -полезной работы. От школьных комсомольских организаций в первую очередь зависел имидж всего комсомола среди молодежи. По существу в школьных стенах формировалось будущее комсомола. Кроме того, комсомол рассматривался, по крайней мере, как потенциально действенное оружие по борьбе с плохой успеваемостью, второгодничеством, отсевом учащихся. Неслучайно в повестку дня ХI съезда ВЛКСМ вопрос «О работе комсомола в школе» был вынесен отдельно.

Комсомол и раньше пытался решать проблемы народного образования первоочередно. Даже в условиях войны первый после долгого перерыва пленум ЦК ВЛКСМ был посвящен в 1944 году именно проблемам всемерного улучшения работы комсомола в школе. На ХI съезде ВЛКСМ фактически были подтверждены установки данного пленума31. Однако с высоты сегодняшних дней понимаешь, что эти решения сыграли в большей степени отрицательную, чем положительную роль. Предоставление прав директору и учителям школ присутствовать на всех комсомольских собраниях, приостанавливать в случае необходимости решения комсомольских собраний, запрещение учащимся критиковать на них своих учителей, обязательное утверждение администрацией планов работы общественных ученических организаций, согласование повестки дня собраний с администрацией, учет мнения учителей при приеме в члены ВЛКСМ привели к ущемлению самостоятельности и самодеятельности школьных комсомольских организаций. Если учесть, что были ликвидированы и ученические комитеты (учкомы), названные «изжившими себя», что комитетам комсомола фактически запретили вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность педагогических коллективов, понимаешь, почему местные комитеты ВЛКСМ все меньше вникали в жизнь школ. Справедлива оценка советского историка А.А. Алексеева: «Практика воспитательной работы в школе вступала в противоречие с принципами комсомольской жизни»32. Требуя от комсомольцев активной помощи педагогическому коллективу в обучении и воспитании учащихся, съезд фактически поставил школьные комсомольские организации в полную зависимость от администраций33.

Рост второгодничества в школах области не уменьшался и после ХI съезда ВЛКСМ. Однако, исходя из установки, согласно которой комсомольцы должны служить примером для остальных учащихся, обкомом ВЛКСМ школьная статистика обнародовалась выборочно: в пропагандистских целях традиционно подчеркивались успехи хорошо учившихся комсомольцев.

Комсомол следил за качеством преподавания, секретари комсомольских организаций посещали уроки в школах. Иногда комсомольские организации боролись за качество преподавания слишком радикально, в конечном счете, ломая человеческие судьбы не столько из-за качества преподавания, сколько из-за идеологических ошибок. Так, на уроке истории в Ламском районе, учитель, рассказывая биографию Сталина, сказал в виде пояснения: «Всё это товарищ Сталин испытывал на своей шкуре». Учительская комсомольская организация обсудила данный случай, и решением педсовета этого учителя освободили от работы34.

В некоторых случаях комсомольские требования к учителям были явно завышены, что подтверждают слова секретаря Центрального райкома комсомола города Тамбова Филимоновой: «Учителя мало уделяют внимания внешкольной работе. Большинство бывают в школе в те часы, которые отведены им для уроков, а вечерами и в выходные дни учительский состав в школах не бывает»35.

Среди факторов, влиявших на качество работы комсомола в школе, была и неподготовленность некоторых комсомольских руководителей, склонных к скоропалительным выводам. Так, секретарь Кирсановского райкома ВЛКСМ Кузнецов 16 октября 1949 года на семинаре секретарей школьных комсомольских организаций более 15 минут рассказывал о развёртывании социалистического соревнования по успеваемости между классами и отдельными учащимися, в то время как эта практика была осуждена ЦК ВКП (б) и правительством ещё в 1944 году36.

В сентябре 1952 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О недостатках в работе с комсомольскими кадрами в Тамбовской областной комсомольской организации». В частности, подвергся критике отдел школьной молодёжи и пионеров, который возглавляла Бербешкина. Этот отдел за полтора года внёс на рассмотрение бюро 110 вопросов. «Отдел увлекался проведением массовых мероприятий, мало занимался черновой повседневной работой в школах и детских домах, недостаточно обучал пионерских и комсомольских работников практике работы, » — отмечал секретарь обкома ВЛКСМ Демченко37.

Хорошо, что среди комсомольских руководителей все же было немало прагматиков, осознавших: причинами низкой успеваемости школьников являлись не только промахи в работе органов народного образования и комсомола, но и неблагоустроенность школ, трудная социально-экономическая ситуация. «В нашем районе неблагополучно с успеваемостью в школе, а с другой стороны учащиеся учатся в плохих помещениях МТС, в здании сельсовета, в разваленном индивидуальном крестьянском доме… В нашем районе на протяжении 7 лет не построено ни одной избы-читальни, клуба, школы,» — констатировал на VIII Тамбовской областной конференции ВЛКСМ секретарь Избердеевского районного комитета комсомола Кузнецов38.

Комсомольские организации пытались направить свои усилия на материальную поддержку нуждающихся учащихся. Создание фондов всеобуча при школах, организация платных концертов, выращивание овощей на пришкольных участках стали наиболее распространенными формами материального обеспечения нуждающихся учащихся.

Примечательно, что решения комсомольских органов считали руководством к действию и педагогические коллективы школ. Так, на одном из заседаний педагогического совета средней школы № 27 города Тамбова слушался отчет классных руководителей 4-7 классов о ходе выполнения постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ. Участники заседания оживленно обсуждали доклады коллег, делились опытом работы39.

Обком ВЛКСМ постоянно пытался улучшить ситуацию в общеобразовательных школах, на что и были направлены его постановления. Но исполнение указаний обкома, да и сам метод донесения этих указаний до районных комитетов оставляли желать лучшего. Так, секретарь Мичуринского райкома комсомола на пленуме обкома комсомола в декабре 1946 года признавал: «Я лично, никаких указаний не получал, которые бы были направлены в сторону улучшения работы школьных комсомольских организаций. Мне недавно была телеграмма в райком из отдела школ обкома комсомола в декабре месяце провести широкое совещание с привлечением директоров школ, старших пионервожатых. А с какой целью провести, с какой тематикой – ничего не указано. Просто – «О мерах улучшения комсомольской работы в школах»40.

В начале 1950-х годов обком ВЛКСМ предпринял отчаянную попытку исправить ситуацию в школах с помощью центральных государственных и комсомольских органов. В ЦК ВЛКСМ и министерство просвещения РСФСР были направлены письма с информацией о низком качестве образования, кадровых и материальных проблемах тамбовских школ41.

По-прежнему комсомольцы школ (впрочем, и остальные школьники тоже) активно привлекались к общественно-полезному бесплатному труду42. Социалистическое соревнование по лесоразведению, организованное ЦК ВЛКСМ, было прямым продолжением выполнения «Сталинского плана преобразования природы»43. Именно Тамбовская область стала одним из полигонов проверки новых подходов. Школьниками Уваровского района в 1952 году было собрано 200 кг семян. Осенью 1952 года силами комсомольцев и молодёжи было собрано 20 тонн желудей (план был 12 тонн). Из них только силами комсомольцев и школьников было заготовлено 2 тонны желудей. Общий план был выполнен на 106 %. Комсомольцы Горельской школы шефствовали над колхозом имени Будённого. Было посажено 12 га дуба44.

Не оставался без внимания комсомола и досуг школьников. Так, по воскресеньям райкомами ВЛКСМ в райцентрах проводились комсомольско-молодёжные вечера, на которых старшеклассники делали доклады, выступали с номерами художественной самодеятельности. Доклады были на темы: «Брак и семья в Советском государстве», «Комсомол - первый помощник большевистской партии», «Право на мечту и борьбу за мечту»45.

Во многих школах райцентров проводились лекции для учащихся, вечера художественной самодеятельности, например, лекция - концерт «Достижения советской музыки», «О творческом пути грузинского писателя Шота Руставели», «Русские писатели о Родине». Многие учащиеся могли найти себе занятие по душе в разнообразных кружках при школах. Почти в каждой школе работали физкультурный, хоровой, драматический, музыкальный, исторический, литературный, технический кружки. В начале 1950-х годов кружками были охвачены 90% школьников области. Правда, надо заметить, что кружковая работа проводилась в русле идеологических установок. Приоритет отдавался литературным и юннатским кружкам как наименее затратным.


[1] Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3. М.,1968. С.285.

[2] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.

[3] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.1.

[4] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.

[5] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.717. Л.9.

[6] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.736, 737, 738, 893, 899, 958.

[7] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.1.

[8] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.24 об.

[9] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.36.

[10] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.1.

[11] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.1-2.

[12] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.932. Л.25.

[13] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.3. Д.710 а. Л.124.

[14] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.31.

[15] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.

[16] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.771. Л.2.

[17] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 805. Л. 123.

[18] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.

[19] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.19.

[20] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.996. Л.8.

[21] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.13.

[22] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.781. Л.113.

[23] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.38.

[24] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.32.

[25] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.44.

[26] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.17.

[27] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.958. Л.1-2.

[28] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.959. Л.1-2. Д.1037. Л.1-2.

[29] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.5.

[30] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1135. Л.22.

[31] См.: ХI съезд ВЛКСМ: Стеногр. отчет. М.,1949. С.449-455.

[32] Алексеев А.А. От войны – к миру: комсомол в первое послевоенное десятилетие // Позывные истории. Вып.9. М., 1990. С.187.

[33] Такое положение сохранялось до 1956 г., когда Бюро ЦК ВЛКСМ признало неоправданность ряда решений ХII пленума ЦК ВЛКСМ 1944 г.

[34] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.29.

[35] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.36.

[36] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.937. Л.20.

[37] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1069. Л.12.

[38] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.23.

[39] Молодой сталинец. 1952. 3 янв.

[40] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.716. Л.50 об.

[41] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1166. Л.7-12.

[42] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.51.Л.3.

[43] «Сталинский план преобразования природы» — программа научного регулирования природы. Принят в 1948 г. Предусматривал наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов..

[44] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1134. Л.29.

[45] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.25.


Категория: Статьи   Опубликовано: 11.05.2011 04:57  Автор: М.Ю. Антимонов, А.А. Беляев   Просмотров: 3787

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

(C) 2018 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru