Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Приложение 4 PDF Печать

Вернуться к содержанию

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В годы войны государственные расходы на социальное обеспечение трудящихся оставались на прежнем уровне. Более того, были введены новые пособия, повышены размеры некоторых выплат по социальному обеспечению, увеличена государственная помощь беременным женщинам, многодетным матерям, расширены льготы отдельным категориям трудящихся в области пенсионного обеспечения, по исчислению общего и непрерывного трудового стажа. Так, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. стали выплачиваться пособия семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава.

Размеры пособий дифференцировались в зависимости от числа нетрудоспособных и трудоспособных членов семьи. На работников железнодорожного, морского, речного транспорта, связи и некоторых других лиц, трудящихся в районах военных действий, и на их семьи были распространены условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные для военнослужащих (например, постановление СНК СССР от 12 сентября 1942 г.). Пенсионерам, вернувшимся на производство, выплачивалась пенсия независимо от размера заработка (постановление СНК СССР от 28 июля 1941 г.). Выплата пенсий лицам, находившимся на временно оккупированной территории, возобновлялась со дня ее освобождения Красной Армией. Были отменены ограничения, касающиеся включения в трудовой стаж времени службы в РККА или пребывания в партизанском отряде, оно засчитывалось в общий и в непрерывный трудовой стаж независимо от того, работал ли военнослужащий до призыва на военную службу или нет. В 1944 г. в непрерывный стаж, учитываемый при исчислении пособий и пенсий, стало включаться время службы в РККА и пребывания в партизанских отрядах, при условии поступления на работу в течение 3 месяцев после демобилизации, не считая времени проезда к постоянному месту жительства. Такой же срок устройства на работу для сохранения непрерывного стажа был установлен рабочим и служащим, поступившим на др. работу в связи с эвакуацией предприятий (учреждений), где они работали ранее, а также рабочим и служащим, эвакуированным по решениям исполкомов местных Советов в связи с болезнью или по старости, а женщинам, кроме того, в связи с беременностью или при наличии малолетних детей. Время нахождения рабочих и служащих в оккупированных врагом местностях не прерывало стажа (хотя не засчитывалось в него) при отсутствии порочащих данных об их поведении в этот период.

В годы войны был увеличен срок послеродового отпуска; снижен стаж, необходимый для назначения пособия по беременности и родам, на рождение ребенка; повышен размер пособия на предметы ухода за новорожденным; введена выплата пособия многодетным матерям при рождении третьего и каждого следующего ребенка (ранее оно выплачивалось только при рождении седьмого ребенка); было установлено пособие одиноким матерям, предусмотрена выдача дополнительного продуктового пайка беременным женщинам и кормящим матерям.

Уже в годы войны законодательством были установлены льготы в области социального обеспечения инвалидам войны (например, выплата пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере независимо от непрерывного стажа). На наркомов социального обеспечения союзных республик была возложена персональная ответственность за трудоустройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов войны, а также за устройство нуждающихся в дома инвалидов. Контроль за использованием на производстве инвалидов в соответствии с заключением ВТЭК, за соблюдением на предприятиях установленных для них льгот был возложен на профсоюзные организации.

В годы войны в связи с необходимостью первоочередного выполнения иных задач обеспечения военных усилий страны, нехваткой средств, времени, особенностями морально-политического и культурного облика местных партийно-советских, хозяйственных руководителей и работников органов социального обеспечения в работе по выплате пособий, выдаче пайков, предоставлению льгот и т.д. существовали огромные трудности и недостатки. Меры социального обеспечения семей военнослужащих, трудящихся, эвакуированных и беженцев даже в городах коснулись менее половины числа тех, кто в них нуждался. В сельской же местности подавляющее большинство население фактически не пользовалось мерами социального обеспечения, выживало на минимуме личного потребления за счет личного подсобного хозяйства, малых натуральных выдач на трудодни и мелких хищений продовольствия, топлива из государственных хозяйств.